Подарок в башмачке. Синтерклаас приходит к детям

Санта Клаус был повторно заимствован Нидерландами из Америки и теперь конкурирует сам с собой в двух обличиях, старом и новом — Святого Николая и Санты

6 и 7 декабря Нидерланды и Бельгия отметили свой самый веселый праздник — День Святого Николая. Несмотря на христианское происхождение, этот праздник объединяет детей любого происхождения и становится все более популярным среди иммигрантов.


На днях один мой знакомый умудрился въехать в фонарный столб на тихой городской улочке. Он засмотрелся на взрослого мужчину в костюме пажа и с вымазанной сажей лицом, который спускался по водосточной трубе. Каждый год с середины ноября по начало декабря на улицах голландских городов можно встретить детей в бумажных митрах и пажеских беретах. Лица у таких детей светятся от счастья, сквозь толстый слой черного грима. В продовольственных магазинах на специальных стеллажах все ячейки заняты обувью крохотного размера, куда персонал исправно кладет маленькие сувениры и сладости. Все эти странности означают только одно — скоро 5 декабря, День Святого Николая или Синтерклаас. Послушным детям в ночь с 5 на 6 декабря помощник Святого Николая — чернокожий Zwarte Piet (буквально: «Черный Пит») положит в приготовленный башмачок подарок. За три недели до праздника Святой Николай, одетый в мантию и митру епископа, с посохом и мешком подарков прибывает на корабле в Голландию, каждый год — в новый город. На причале его поджидает нетерпеливая детская толпа. Это событие и подготовку к нему подробно освещает детский телевизионный журнал — Sinterklaasjournaal. Главный редактор журнала Айе Босхаузен (Aje Boschhuizen) рассказал в интервью телепрограмме «Нова»: «Мы по полгода пишем сценарий, и надеемся, что теперь все без исключения дети в Нидерландах почувствуют себя причастными к празднику, что в передаче отразится вся палитра этнического многообразия страны. Прозрение наступило года три назад, когда мы с женой услышали, как один мальчик, чьи родители родом из Марокко, сказал о нашей передаче, что Святой Николай называл в эфире только голландские детские имена — следовательно, День Святого Николая — праздник только для детей коренных голландцев. Это заставило нас изменить сценарий. Теперь Святой Николай всегда называет такие имена как Билал, Эзра или Онур».


На самом деле Святой Николай — Синтерклаас это никто иной как прототип всем известного Санты Клауса. Это голландское заимстование в американскую культуру попало еще в те времена, когда Нью-Йорк назывался Нью-Амстердам, то есть до 1674 года. Затем Санта Клаус был повторно заимствован из Америки и теперь конкурирует сам с собой в двух обличиях, старом и новом — Святого Николая и Санты. Последнее время День Святого Николая становится все популярнее. В этом году, несмотря на финансовый кризис, голландцы только в интернете купили подарков к празднику на 170 миллионов евро, и это — лишь десять процентов от потраченных в преддверии Дня Святого Николая частных средств. Около 60 процентов юных голландцев получают подарки именно 5 декабря, и лишь менее 30 процентов пышно справляют Рождество. Подтягиваются даже иммигранты. Говорит Аджидж Бакас (Adjiedj Bakas), известный в королевстве обозреватель новых трендов среди иммигрантов: «Однозначно то, что все больше детей иммигрантов празднуют День Святого Николая, видоизменяя праздничные ритуалы на свой лад. Например, вместо традиционных мелких пряников они готовят свои национальные блюда. То, ради чего этот празник возник, никуда при этом не девается — люди все так же празднуют его, как повод проявить заботу о членах семьи и в шутливой форме указать друг другу на недостатки — перестань, мол, так отвратительно пахнуть, вот тебе дезодорант в подарок. Совершенно естественно, что иммигрантам это тоже не чуждо».


К Дню Святого Николая принято готовить друг другу не только подарки, но и шутливые стихи, в которых высмеиваются неловкие ситуации, случившиеся за прошедший год. Однако что общего может быть у детей-мусульман марокканского и турецкого происхождения с белым епископом, окруженным замаскированными под чернокожих слугами? «Этот епископ сам родом из Турции, — говорит Аджидж Бакас. — Что же касается его помощника — "Черного Пита", то он — марокканец. В средние века, когда закрепился праздник Святого Николая, человека, изображавшего епископа, всегда окружали сказочные персонажи, среди которых был и мавр. Он появился в свите Святого Николая после падения Гранады, когда была одержана победа над мусульманскими завоевателями. Так что "Черный Пит" — вовсе не чернокожий, а мавр, бербер, марокканец. В итоге помощник-мавр стал таким популярным, что все остальные помощники Святого Николая были со временем позабыты, а этот единственный остался. "Черный Пит" — наш любимый марокканчик».


Тот, кого мы сегодня называем Святым Николаем (он же — Николай Угодник, столь почитаемый в русской православной традиции) был епископом в населенном греками городе Мира (современный турецкий город Демре) в IV веке. Уже в средние века предполагаемый день его смерти — 6 декабря — превратился в Северной и Восточной Европе в детский праздник, хотя многие традиции — например то, что Святой Николай скачет на белом коне по крышам домов — берут свое начало в языческих легендах о германском боге Одине. Во время голландской республики День Святого Николая какое-то время был официально запрещен в некоторых городах, так как считался «слишком католическим», однако его все равно отмечали тайком. Происхождение помощников Святого Николая — чернокожих пажей остается неясным. Изначально такой мавритенок у Святого Николая был всего один и символизировал он то ли демона, то ли трубочиста с перемазанным сажей лицом. После Второй мировой войны канадские солдаты-освободители, не вникая в голландские традиции, стали наряжаться в чернокожих пажей целыми бригадами — так помощники Святого Николая размножились. Мой юный друг Илюша пяти лет утверждает, что пару раз видел, как помощники Святого разносят подарки. К сожалению, Илюша, который прекрасно говорит по-русски, о празднике предпочитает говорить на голландском: «На Святого Николая мы сами украшали и ели пряники. Святой Николай всегда точно знает, что я хочу в подарок, потому что у него есть такой длинный-предлинный список, и там про всех детей написано. Он мне в ботинок положил красивые карандаши и костюм Черного Пита. Но иногда он ничего не кладет в ботинки — знаете почему? Потому что подарки разносят только в темноте и иногда не успевают! Однажды Черный Пит уже почти дошел до моего дома, но вдруг взошло солнце, и ему пришлось повернуть назад. Ведь иначе все люди увидят Черного Пита! Я один раз видел сразу двух Питов на улице. Они, как только меня увидели, убежали. Они были в костюмах пажей, с мешками и в пальто, потому что холодно им. А теперь Святой Николай уехал к себе домой в Испанию. Он там весь год подарки пакует, наверное».