Никита Белых: «Время все расставит на места»

Некоторые бывшие коллеги Белых считают, что он променял оппозиционные интересы на должность госчиновника

В понедельник стало известно, что президент России Дмитрий Медведев выдвинул кандидатуру бывшего лидера партии СПС Никиты Белых на пост губернатора Кировской области. Ожидается, что его утверждение в качестве главы региона состоится на ближайшем заседании регионального заксобрания 18 декабря. Его бывшие политические соратники по-разному отнеслись к этой новости. Сам же Белых рассказал Радио Свобода, что предполагал такую возможность.


- Вы ожидали, что так повернется ваша политическая судьба?
- Я не исключал этого момента для себя.


- Каковы ближайшие планы? Что задумано на должности губернатора, если она будет принята региональным парламентом?
- Пока ближайшая задача - пройти выборы в Законодательном собрании. Поэтому в ближайшие полторы недели это работа с депутатами Законодательного собрания Кировской области. Что касается работы на посту губернатора – я против того, чтобы делать какие-то заявления о том, что я там собираюсь делать в первый день, во второй, в третий. Сначала необходимо определиться с тем, правильно ли мы понимаем задачи, которые стоят перед регионом, правильно ли их понимает и оценивает местная элита, гражданское общество, депутаты и исполнительная власть. Только после того, как эта работа будет проведена, можно говорить о каких-то конкретных шагах.


- Вы не ждете того, что после вашего назначения будут говорить, что вы отдали партию СПС в обмен на должность губернатора?
- На каждый роток не накинешь платок. Те, кто в курсе ситуации, знают, что это не так. Более того, те люди, с которыми существовали какие-то обязательства в рамках СПС, в рамках «Солидарности», были в курсе. Поэтому те комментарии, которые дают со стороны группы «Солидарность», достаточно корректны и сдержаны.
В то же время очевидно, что всегда есть люди, которые по-своему оценивают ситуацию, оценивают ее негативно. В данном случае время на места все расставит.


«Власть решила посадить Белых к себе в лодку»


Политолог Александр Кынев считает, что решение президента носит символический характер «как с точки зрения специфики региона, так и с точки зрения специфики персоналий». «Для федеральной власти, - говорит г-н Кынев, - которая в течение всех последних лет демонстрировала стремление мобилизовать все ресурсы вокруг одной-единственной партии и загнать региональные и местные власти в одну и ту же политическую партию (даже сам Медведев, выступая перед парламентом с посланием, сказал о том, что партия, победившая на региональных выборах, сможет предлагать кандидата в губернаторы), предлагать на пост главы одного из регионов представителя очевидно оппозиционной в прошлом партии - это несоответствие всей прежней риторики. И это достаточно необычно. Кстати, если действительно инициатива президента о приоритетном праве победившей на региональных выборах партии предлагать губернатора будет реаоизована, надо понимать, что губернаторство [Белых], если оно состоится, может оказаться не очень долгим, учитывая, что до следующих выборов региональных в Кировской области осталось не так много времени».


Политолог не скрывает озадаченности в связи с решением президента. «Не очень понятны его политические последствия. Может возникнуть некий диссонанс между большинством, допустим, "Единой России" в регионе и Белых как губернатором, который членом партии "Единая Россия" не является. Если же предположить, что в дальнейшем он вдруг вступит в данную политическую партию, то тогда возникнет ситуация вдвойне странная, особенно учитывая его политические заявления в прошлом». Развивая тему «специфичности» ситуации, Александр Кынев напоминает, что Кировская область – очень проблемный регион, не являющихся «магистральным» для крупных федеральных структур. «Регион не является первоочередным интересом ни для одной крупной федеральной корпорации, - говорит политолог. - В условиях кризиса, когда количество ресурсов сокращается, судя по всему, не нашлось госкорпорации, которая была бы готова взять этот регион под свое крыло и гарантировать какие-то программы на его территории».


Поиск кандидатур на должность губернатора, предполагает политолог, был, очевидно, непростым: в течение последнего полугодия назывались самые разные кандидатуры. «С одной стороны - прежний губернатор, человек уже достаточно немолодой, в прошлом имевший определенные связи с левыми. И региональные выборы, которые прошли в регионе несколько лет назад, показали, что региональная власть не пользуется большой поддержкой избирателей; в парламент прошли различные политические партии, в основном ориентирующиеся на группировки регионального бизнеса. Региональная элита сегментирована, в ней множество игроков, у них очень сложные отношения. В таких условиях, учитывая, когда нормальной системы выборов губернатора нет, выбирать кого-то одного из местных предпринимателей означало провоцировать потенциальный конфликт, и сразу бы возникла масса вопросов, а почему этот, а не тот». Если же говорить о человеке со стороны, продолжает Александр Кынев, то тут возникала следующая дилемма. «Если брать представителя какой-то госкорпорации или крупной федеральной струкутры, тогда возникал вопрос об определенной ответственности со стороны данной бизнес-группировки с точки зрения социально-экономической ситуации в регионе. Совершенно очевидно, что в условиях кризиса, скорее всего, силы, которая была готова взять на себя эту ответственность, не нашлось. Искали каких-то политических назначенцев среди руководителей различных регионов. Называли, к примеру, мэра Нижнего Новгорода Булавинова, других кандидатов, но, как мы видим, в результате был предложен Белых».


Кроме того, считает политолог, желающих оказаться крайним в непростой экономической ситуации, самих по себе было немного. Что же касается собственно кандидатуры Белых, тут можно говорить о «сложной кремлевской игре». «С одной стороны, человек, который в течение последних нескольких лет выстраивал очевидную оппозиционную репутацию, согласившись занять такой пост, в общем, ставит в непростое положение и своих, теперь уже, наверное, бывших политических союзников», - полагает Кынев. По его мнению, может возникнуть вопрос о их оппозиционности. «Крайне интересно, как себя будут в этой ситуации вести разные политические игроки», - добавляет Александр Кынев.


И, конечно, сам по себе факт того, что пост губернатора предложен представителю ликвидировавшейся оппозиционной политической партии, во многом символичен, говорит политолог. «Власть в кои веки демонстрирует не только кнут, но и потенциальный пряник. Я думаю, что это определенный символ того, что, возможно, и другие представители оппозиции при определенном стечении обстоятельств могут быть в том или ином качестве востребованы. Я думаю, что причина здесь, конечно, очевидна: это социально-экономический кризис и желание минимизировать возможные последствия от деятельности тех или иных нелояльных Кремлю политических группировок и по возможности их посадить их в одну лодке с властью».