Чикагские рабочие вернулись в Великую депрессию

Чикагские рабочие пошли против закона, отстаивая свои законные права

Рабочие чикагского производителя пластиковых окон и дверей Republic Windows and Doors с пятницы не покидают своих рабочих мест. Сидячая забастовка на территории завода была объявлена после того, как администрация объявила о прекращении деятельности предприятия и увольнении всего персонала.


Люди протестуют против того, что их предупредили всего за три дня до остановки работы вместо предусматриваемых законодательством 60-ти, а также требуют выплаты причитающихся отпускных и выходных пособий. При этом, отмечает профессор права Регентского университета в Виргинии Брюс Кэмерон, закон о трудовых отношениях 1935 года предусматривает право трудящихся устраивать забастовки или пикеты у ворот предприятия, но не захватывать частную собственность работодателя, устраивая сидячую забастовку в его стенах.


Администрация компании объясняет свои действия внезапным отказом крупнейшего американского банка Bank of America выдавать ей новые кредиты. Поэтому 250 человек, четвертый день оккупирующие завод, выступают не только против поведения владельцев фирмы и их кредиторов, но и резко критикуют дорогостоящую программу финансовой помощи банкам, так как она, по их мнению, не учитывает интересы трудящихся


По мнению Брюса Кэмерона, профсоюз может выступать с претензией о нарушении прав рабочих, опираясь на Закон о трудовом урегулировании и переподготовке персонала. Согласно ему, в случае закрытия предприятия или массового увольнения работодатель обязан уведомить сотрудников за 60 дней, чтобы они за это время могли подыскать себе другую работу. «Они могут потребовать выполнения обязательств по суду. Но трудно представить, что они могут добиться таким способом», — говорит юрист и напоминает, что у рабочих есть право на пособие по безработице и другие государственные льготы.


В понедельник губернатор Иллинойса Род Благоевич объявил, что в знак солидарности с сотрудниками Republic Windows and Doors власти штата временно приостанавливают все деловые отношения с Bank of America. Правительство поддерживает крупные банки за счет налогоплательщиков, сказал губернатор, а значит, те обязаны поддерживать предприятия, обеспечивающие налогоплательщикам рабочие места. Правда, во вторник газета Washington Post сообщила, что Род Благоевич арестован за попытку продать пост сенатора от штата Иллинойс, освободившийся после избрания Барака Обамы президентом США, поэтому дальнейшая судьба моратория пока туманна.


Признавая за бастующими право на привлечение к своей проблеме внимания общественности, Брюс Кэмерон удивляется тому, что политики пытаются заставить Bank of America ссудить деньги финансово несостоятельному работодателю. «Ведь это то же самое, с чего начинался наш путь к финансовому кризису, когда банки ссужали деньги ненадежным заемщикам. Другое дело, если работодатель все же заслуживает сохранения кредитной линии», — говорит он. Давление, оказанное на Bank of America со всех сторон (в том числе и со стороны избранного президента Барака Обамы) вынудили его в итоге предоставить предприятию «ограниченный дополнительный кредит» для выплат выходных пособий.


Некоторые профсоюзные деятели предрекают, что по мере сокращения рабочих мест захваты предприятий, подобные чикагскому, прокатятся по всей стране. Несогласные с ними специалисты напоминают, что в 30-х годах прошлого века, когда нечто подобное происходило на американских автозаводах, безработица в стране была гораздо выше нынешней.


Как сообщило 5 декабря агентство Bloomberg со ссылкой на министерство труда США, за ноябрь в стране было сокращено 533 тысячи рабочих мест. Уровень безработицы при этом достиг рекордного с 1993 года уровня в 6,7 процента.


Пока что правительство не отдает еле живую «большую автомобильную тройку» на съедение свободному рынку. Хотя просьба General Motors, Chrysler и Ford о кредите на общую сумму в 34 миллиардов долларов не удовлетворена, администрация Джорджа Буша и представители конгресса обговаривают детали краткосрочного займа, который поможет автопроизводителям дожить до марта. Есть надежда, что к тому времени появятся частные инвесторы. В обмен на помощь автомобильным концернам придется передать государству миноритарный пакет акций, предоставить «автомобильному царю», то есть специальному представителю правительства, полную информацию о ходе переустройства бизнеса (Детройту уже открыт кредит в 15 миллиардов долларов на разработку новых экономичных моделей), а также ограничить вознаграждения своим руководителям. Сочтя ход реорганизации производства неудовлетворительным, правительство имеет право в любой момент остановить финансирование. Что будет, если к марту детройтская тройка так и не сможет продемонстрировать успехи в осуществлении своих планов спасения, пока совершенно неясно.