Всеобщая декларация прав человека: «право каждой божьей твари»

Заседание Генассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, на котором была провозглашена Всеобщая Декларация прав человека

10 октября исполняется 60 лет со дня принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека. О значении этого документа говорит директор Института прав человека Валентин Гефтер.


- Всеобщая декларация все-таки сделала главным для людей во всем мире то, что у них есть неотъемлемые права, которые не зависят от того режима, при котором они живут, не зависят от того социального или экономического положения, в котором они в данный момент находятся, то есть дала как бы фундамент для всех людей. Это, пожалуй, один из немногих документов, который объединяют людей независимо ни от чего, а только на основании их человеческой природы. Это довольно важно, потому что можно сказать, что это чуть не первый такой глобализационный документ, краеугольный камень, который нельзя выдернуть из всего того, что произошло с человечеством дальше.
Хотя потом система так называемых ООНовских прав человека и дополнялась, и размывалась, но все-таки в основу положены права личности, а не тех или других групп. В основе лежит именно право каждой божьей твари.
Второе, что важно в этой системе - это то, что кроме неотъемлемых прав каждого провозглашается верховенство права. Дан человечеству некий инструментарий. Не только идеи на все времена, но и дан реальный судебно-правовой инструментарий того, как должны сочетаться права людей друг с другом.


Несмотря на то, что Россия признала Всеобщую декларацию прав человека, принципиального изменения во взаимоотношениях государства и личности в ней так и не произошло, убеждена председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.


- Казалось в начале 1990-х годов, что мы вступили на этот путь. Но мы довольно быстро с него свернули. Наше государство не демократическое, наше государство авторитарное, и в нем не признаются достоинства личности, не соблюдаются права человека. Буквально весь спектр прав человека нарушается - и политические, и гражданские, и социальные, и экономические.
Мне бы хотелось остановиться на политических и гражданских правах. Я понимаю, что для рядового гражданина важнее соблюдение его социальных и экономических прав. Но я сознаю, что эти социально-экономические права не могут быть защищены до тех пор, пока государство не соблюдает политические и гражданские права граждан. А у нас эти права не соблюдаются и с каждым годом нарушаются все грубее. Я имею в виду право на объединение в организации и политические партии, право на митинги и демонстрации, свободу слова, свободу печати, честные выборы и так далее. Ничего этого у нас нет. И еще одно право, которое тоже признается во Всеобщей декларации прав человека и оттуда перешло в нашу Конституцию - право на справедливый суд. Вот чего у нас совсем нет. По последнему опросу Левада-Центра, 65 процентов российских граждан не доверяют суду.


- Статья 29-я Всеобщей декларации прав человека, пункт 1: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможна свобода и полное развитие его личности». В полной ли мере россияне ощущают, что они имеют эти самые обязанности, а не только права?
- Обязанности ощущает ответственный человек. А ответственный человек – это свободный человек. А мы рабы государства. Всякий раб стремится увильнуть от обязанностей. И если говорить об обязанностях граждан, сначала надо, чтобы они стали свободными гражданами.