Будущих сенаторов протестируют на региональных выборах

По мысли Кремля, новый фильтр повысит качество атмосферы в верхней палате парламента

Президент России Дмитрий Медведев внес в Государственную думу законопроект об изменении порядка формирования Совета Федерации. Согласно законопроекту, палата будет состоять исключительно из политиков, избранных в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта федерации. Впервые эта инициатива была обнародована в президентском послании Федеральному Собранию 5 ноября нынешнего года. Эксперты полагают, что новый порядок формирования не совсем соответствует Конституции России.


Сейчас каждый субъект России делегирует в Совет Федерации двух своих представителей - от регионального законодательного собрания и администрации региона; кандидатура второго также утверждается региональным собранием. Новый порядок формирования Совета Федерации предполагает, что сенатором может быть избран член регионального законодательного собрания или депутат муниципального представительного органа власти, находящегося в том регионе, от которого избирается сенатор. По мнению многих высокопоставленных политиков, это первый шаг в реализации политической реформы, о начале которой президент Дмитрий Медведев объявил в своем послании к Федеральному Собранию. Как тогда подчеркнул Дмитрий Медведев, «в результате в Совете Федерации будут работать граждане, прошедшие процедуру публичного избрания, имеющие опыт работы с избирателями, и представляющие не только органы власти субъекта Федерации, но - самое главное - непосредственно его население».


Первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин согласен с президентом: «Действительно, надо проходить через сито выборов обязательно, я считаю. Например, я и мои коллеги не боимся выборов, пожалуйста, выйдем на них. И понятно, что в этом случае, конечно же, отбор усилится. Но что греха таить, у нас сейчас три бывших сенатора сидят, один уже получил строк, двое ждут суда. И конечно же, вот это чистилище выборное, его проходить надо. Не вопрос, оно будет более прозрачным. Можно было бы, конечно, не мудрствуя лукаво, взять да и сделать прямые выборы сенаторов, но здесь пока не время: сложится не очень хорошая ситуация, когда губернатора выбирает Заксобрание, а сенатора выберут... Тут такие соблазны сразу откроются! Пока лучше от них подальше».


Новый порядок формирования Совета Федерации будет действовать с 1 января 2011 года. Будущим сенаторам не надо будет иметь за плечами 10-летнюю «прописку» на территории субъекта, органом государственной власти которого осуществляется его избрание. Одобряя инициативу президенту, Александр Торшин ссылается на международный опыт: «Сложно оппонировать, потому что если я буду говорить об общих тенденциях формирования верхних палат в мире, вы подумаете, что я просто сильно трясусь за свое кресло, поэтому выбираю такие вещи. Давайте посмотрим: в Великобритании долгое время вообще наследственное было. Бундесрат в ФРГ формируется так же, как сейчас Совет Федерации. В Канаде верхняя палата состоит из сенаторов, назначенных пожизненно премьер-министром. Критикует кто-нибудь Канаду, что она не шибко демократичная? Да нет. Ну, а мы вот такие. Мы всегда как-то стараемся усовершенствоваться. Поэтому процесс этот будет непростой, он не будет одномоментным, потому что вы понимаете, что верхняя палата парламента в федеративном государстве нужна хотя бы для того, чтобы быть "дежурной по стране". Потому что Совет Федерации, по Конституции, нельзя распустить, это постоянно действующий орган».


В целом законопроект о новом порядке формирования Совета Федерации - шаг в нужном направлении, полагает независимый политический аналитик Федор Шелов-Коведяев: «В Конституции именно так и записано: Совет Федерации формируется, поэтому здесь можно толковать очень широко. Сейчас, мне кажется, делается все-таки важный шаг в сторону большей демократичности этого процесса. Но он недостаточен. Я надеюсь, что за этим через какое-то время последуют и дальнейшие шаги. Я считаю, что для России наиболее продуктивным был бы механизм, аналогичный тому, который существует в Германии. Бундесрат, правда, состоит из представителей исполнительной власти регионов, но сами эти представители исполнительной власти формируются партиями, которые победили на выборах в той или иной земле. То есть в бундесрате заседает, скажем, премьер-министр той или иной земли. В том случае, когда обсуждают какие-то специальные вопросы, скажем, финансовые вопросы или связанные с экологией или с культурным развитием, то на этом заседании его заменяют соответствующим министром. Но министры, я повторяю, опять же представляют победившую партию, а значит, [состав верхней палаты] фактически совпадает c составом депутатов соответствующих законодательных собраний. Для того, чтобы законы не только правильно принимались, но и исполнялись, исполнительная власть должна быть вовлечена в процесс законотворчества».


Предлагаемый порядок формирования Совета Федерации не соответствует конституции России, считает политолог и журналист Дмитрий Бабич: «В общем-то это еще одна попытка как-то ввести в более узкое русло тот выбор депутатов, который есть у избирателя при формировании Совета Федерации. И мне не очень ясно, как это согласуется с конституцией, где написано, что все граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти. По новой схеме, членами Совета Федерации могут стать только те граждане, которые уже стали депутатами местных парламентов или органов местного самоуправления. Но, к сожалению, у нас вообще конституция, если посмотреть, становится таким актом отнюдь не прямого действия. Написано, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия на любые митинги и демонстрации, а мы прекрасно знаем, что это не всегда так происходит. Ну, вот, еще одна такая схема, когда, в общем-то, в конституции говорится одно, а потом выясняется, что в целом так, но вот есть определенные ограничения».


Первый состав Совета Федерации был избран в декабре 1993 года гражданами по двухмандатным округам на два года. Как заметил тогдашний сенатор Олег Смолин, «в первом Совете Федерации решения периодически принимались прямо на заседаниях. Люди внимательно слушали аргументацию, думали, как им голосовать, вспоминали о своих избирателях». Через два года Совет Федерации стал формироваться иначе, в него вошли главы регионов и спикеры законодательных собраний.