Чайная чашка для шведской принцессы. Чествование нобелевских лауреатов

Нобелевской премии по литературе в этом году удостоен французский писатель Жан-Мари Леклезио

В Стокгольме и Осло прошло чествование нобелевских лауреатов 2008 года. Обладатели одной из самых престижных международных премий выступили с лекциями, а 10 декабря по традиции они приняли участие в Нобелевском банкете.


Рассказывает обозреватель Радио Свобода Сергей Джанян: «Основная часть наград и премий по экономике вручается в Стокгольме. Однако нобелевская "Премия мира" вручается на торжественной церемонии в Осло. Причина того, почему награждение проводится в двух странах, объясняется тем, что к моменту кончины Альфреда Нобеля Норвегия и Швеция были объединены в составе унии, просуществовавшей до 1905 года. Вечер 10 декабря завершает торжественный Нобелевский банкет. Голубой зал стокгольмской ратуши декорируют 23 тысячи свежих цветов, присланных из итальянского Сан-Ремо. Столы расставлены с математической точностью, а все передвижения обслуживающего персонала хронометрированы посекундно. На уголке каждой скатерки и салфетки выткан портрет основателя премии. Посуда ручной работы украшена цветами шведского ампира — синим, зеленым и золотым. Такой же гаммой декорированы и ножки хрустальных фужеров. Сервиз, создание которого обошлось в 1 миллион 600 тысяч долларов, состоит из 6,5 тысяч бокалов, 9,5 тысяч ножей, вилок и тарелок и одной чайной чашки — для шведской принцессы Лилианы, которая не пьет кофе. Почетные гости во главе со шведским королем и королевой спускаются по лестнице в Голубой зал, где уже сидят приглашенные Завершается же нобелевский банкет выносом мороженого, украшенного шоколадным вензелем в виде буквы N. После десяти часов вечера король дает знак к началу танцев в Золотом зале ратуши. А в половине второго ночи гости расходятся».


Идеологический стержень Нобелевской идеи — это лекции, с которыми перед избранной аудиторией выступают лауреаты. Это, с одной стороны, момент триумфа, с другой стороны — возможность поделиться со всем миром своими представлениями о путях решении проблем, стоящих перед человечеством. Нобелевскую премию мира в этом году получил финский дипломат Мартти Ахтисаари — за многолетнюю миротворческую деятельность. Премии по литературе удостоен французский писатель Жан-Мари Гюстав Леклезио. В следующем отрывке из Нобелевской премии Леклезио, в котором он говорит о прогрессе и роли печатного слова в прогрессе: «В наши дни много говорится о глобализации. Люди забыли, что явление это зародилось еще в Европе времен Возрождения, с началом эры колонизации. Глобализация — это само по себе неплохо. Коммуникация ускорила прогресс в медицине и науке. Вполне вероятно, что обобщение информации в будущем поможет предупреждать конфликты. Как знать, если бы Интернет существовал раньше, преступный заговор Гитлера, возможно, и не имел бы успеха — он был бы поднят на смех прежде, чем появился на свет.Мы живем в эпоху Интернета и виртуального общения. Это хорошая вещь, но чего бы стоили все эти удивительные изобретения, если бы не знания, передаваемые письменной речью и книгами? Обеспечить почти всех жителей планеты жидкокристаллическими дисплеями — это утопия. Не потому ли мы с вами находимся в процессе создания новой элиты и возникновения новой черты, разделяющей мир на тех, кто имеет доступ к коммуникации и знаниям, и тех, кто остался за этой чертой? Великие нации, великие цивилизации исчезли именно потому, что не могли осознать, что такое возможно. Есть великие культуры, которые устояли до наших дней благодаря устной передаче знаний и мифов, — и признание вклада этих культур является необходимым и полезным. Нравится нам это или нет, даже если мы не вошли еще в возраст реальности, мы уже более не живем в эпоху мифов. Невозможно создать основу для равенства, заслужив уважение других, пока каждому ребенку не станут доступны те блага, которые несет в себе письменная речь. И сейчас, в наше время, следующее за эпохой деколонизации, литература стала для современного человека способом выразить свою самобытность, отстаивая свое право говорить и быть услышанным во всем многообразии. Без их голосов, без их призыва, нам пришлось бы жить в мире тишины».