«Новая газета»: Михаил Бекетов, неопубликованное

Бекетов мешал многим, утверждает журналист Елена Костюченко. На фото: митинг в защиту Химкинского леса, 25 октября 2008 года

В выпуске «Новой газеты» от 11 декабря появилась статья под названием «О чем не успел написать Бекетов». Вот ее первые строки: «Предвыборная кампания в Химках началась в прошлый понедельник. В тот же день Михаилу Бекетову ампутировали раздробленные пальцы на левой руке».


О результатах журналистского расследования РС рассказала автор статьи Елена Костюченко.


- Удалось выяснить, что последняя публикация, которую Михаил Бекетов готовил в будущий свой номер «Химкинской правды», была о родственниках главы города Химки Владимира Стрельченко, о родственниках его жены, Рагиных.
Картина такова, что родственники главы администрации Химкинского района владеют значительной частью химкинского бизнеса, и чиновники в окружении главы администрации попадаются то на вымогательстве, то на распродаже административных зданий.


- Что вас заставляет думать, что Михаила Бекетова зверски избили именно за подготовку этой публикации?
- Я предполагаю, что эта публикация могла бы стать мотивом. Но, естественно, выводы будет делать следствие, которое, надеюсь, заинтересуется моей статьей. О том, что именно эту публикацию готовил Михаил, мне рассказали несколько человек, совершенно разных, совершенно независимых друг от друга, но с которыми он общался.


- Скажите, а скандал по поводу вырубки Химкинского леса, о котором писал Бекетов, мог спровоцировать избиение?
- Конечно. Федеральная трасса, под которую готовилась вырубка тысячи гектаров леса, - это огромные деньги, федеральный проект. И, естественно, это очень опасно - писать такие вещи.
Он писал постоянно о точечной застройке, о других вырубках, о нарушении прав инвалидов...


- То есть Бекетов много кому мешал, был неугоден и неудобен.
- Это действительно так.


Михаила Бекетова жестоко избили 13 ноября. Обнаружили же его во дворе собственного дома с проломленной головой и без сознания лишь на следующий день. Две недели журналист провел в коме, ему сделали несколько операций на черепе, ампутировали ногу и пальцы рук. Сейчас состояние Михаила врачи Института имени Склифосовского оценивают как стабильно тяжелое. Единственное улучшение - он теперь дышит самостоятельно.


Коллеги Михаила Бекетова просят помощи у сочувствующих жителей Москвы и Московской области: журналисту требуются доноры первой группы крови, резус-фактор положительный.


По словам лидера движения «За спасение Химкинского леса» Евгении Чириковой, появившаяся ранее информация о том, что Бекетов открыл глаза, несколько неточная: «Его никто не видел, кроме ближайших родственников, это запрещено. Просто у него спал отек с лица. Судя по тому, что говорит его жена, ей показалось, что он ее немного узнал, но пока он, конечно, не в состоянии давать какие-либо показания. Наверное, долго еще не заговорит. У него впереди десятки операций самых разных, потому что у него и с руками большие проблемы, они пытаются восстановить чувствительность пальцев, и с мозгом проблемы».


По неофициальной информации из следственной группы, по делу об избиении журналиста Бекетова опрошено примерно 80 процентов свидетелей. Евгения Чирикова 10 ноября также выступила в качестве свидетельницы, и, по ее мнению, следователи работают добросовестно и профессионально и смогут раскрыть преступление: «Кто общался с Бекетовым - сейчас многие боятся давать показания в милиции. Он очень многим звонил перед тем, как на него было совершено покушение, он все знал, и за неделю он звонил огромному числу людей. Но, к сожалению, не все эти люди имеют смелость прийти и честно рассказать, что им говорил по телефону Михаил. Многие просто испугались, затаились. Я считаю, что надо идти смело и давать показания, и хватит уже бояться».


Андрей Столбунов, председатель правления общественной организации «Справедливость», которая предоставляет юридическую помощь Михаилу Бекетову, напротив, не слишком доволен тем, как идет расследование.


- Мы довольно критически оцениваем, скажем так. Во-первых, прошло много времени. Такие преступления, конечно, надо по горячим следам расследовать. Две недели было потеряно в самом начале расследования. Мое мнение, что оно могло бы идти значительное эффективнее.
Представители Следственного комитета заявили о переквалификации со статьи 111 УК РФ на статью 105 "покушение на убийство". Мы не получили копию постановления. И мы подали ходатайство по этому поводу. Я подозреваю, что, может быть, переквалификации не было.


- Вы полагаете, расследование «Новой газеты» верно установило причину нападения на Михаила Бекетова?
- Трудно сказать. На наш взгляд, она [газета] довольно точно установила, по крайней мере, ситуацию в Химках.


Как утверждает журналист «Новой газеты» Елена Костюченко, практически каждый номер «Химкинской правды» содержал материалы, представляющие опасность для властей, и мог послужить поводом для мести.