Бывший спикер парламента Грузии, а ныне лидер оппозиционной партии «Демократическое движение "Единая Грузия» Нино Бурджанадзе сегодня призвала к проведению в стране досрочных президентских и парламентских выборов. По ее мнению, после августовских событий нынешнее руководство государства потеряло доверие в мировом сообществе.
Следы войны в Грузии заметить трудно. Но война присутствует в разговорах как главная тема. Общественная атмосфера в стране очень сильно поменялась. После парламентских слушаний, где картина начала военных действий была восстановлена по основным деталям, критика в адрес президента становится все более открытой. Фактически Грузия потеряла часть своей территории, и это служит основанием для очень серьезных претензий к Михаилу Саакашвили. По крайней мере на слушаниях эта критика звучала часто, говорилось о катастрофических ошибках, которые совершило руководство страны. К России претензий не меньше, ее действия здесь считают агрессией, и это мнение едва ли что-то может изменить.
Грузин продолжают мучить фантомные боли, они постоянно возвращаются к теме Абхазии и Южной Осетии. В тысячах вариантов они пытаются сформулировать ответ на вопрос, что же делать для того, чтобы когда-нибудь, пусть и в очень далекой перспективе, эти земли вернулись в состав Грузии. Звучат и пессимистические оценки - сделать с этим ничего нельзя, надо смириться и обустраивать жизнь в новых границах.
Меня поразило само изменение интонации. Приехавшие из Москвы участники прошедшей в Бакуриани международной экспертной конференции по российско-грузинским отношениям высказывались достаточно жестко, они отстаивали право России и на защиту Южной Осетии, и на все дальнейшие действия. Грузинские эксперты внимательно прислушивались к этим аргументам, чтобы попытаться каким-то образом, усвоив их, найти какой-то способ пусть и в далекой перспективе, но все-таки вернуться к диалогу.
Сама тональность обсуждения августовских событий в грузинском обществе очень сильно меняется. Уже нет такого однозначного ощущения, что Грузия выступает в роли жертвы.
Я был в этой кавказской стране не в первый раз. Видно, что жизнь меняется, лучше становятся дороги, богаче дома. Взять хотя бы Бакуриани – это маленький горнолыжный курорт, здесь живет всего 3 тысячи человек. Он активно отстраивается, появляется масса новых гостиниц. Приличные магазины, хорошо одетые люди, очень доброжелательная атмосфера. Есть ощущение, что люди выбрались из чудовищной нищеты, которая здесь была заметна на каждом шагу еще несколько лет назад. У людей есть ощущение, что они идут в верном направлении. На этом фоне Абхазия, где я недавно побывал, кажется обветшавшим островком советского быта, прогнившим и задержавшимся в далеком прошлом.