В Москве состоялось награждение лауреатов премии «Триумф» в области науки за 2008 год. Среди самых неожиданных премий — награда исследователю немецкой классической философии академику Теодору Ойзерману.
Независимый благотворительный фонд Триумф награждает ученых уже восемь лет подряд. Начиная с 2001 года, премию за значительный вклад в развитие науки ежегодно получают шесть лауреатов.
В этом году ими стали астроном, вычисливший «на кончике пера» спутники Урана, академик Алексей Фридман; конструктор, разработавший вертолеты серии «Ми», механик академик Марат Тищенко; человек, открывший магнитный изотопный эффект, академик Анатолий Бучаченко; онколог, впервые в мире пересадивший трахею, академик Михаил Давыдов; создатель палеоокеанологии академик Александр Лисицын и исследователь немецкой классической философии академик Теодор Ойзерман.
Триумф — премия итоговая, она вручается по совокупности заслуг. И, как отмечали сами лауреаты, главная ее ценность в том, что это премия независимая и присуждает ее жюри профессионалов, а для научного сообщества, где репутация ценится превыше всего, это особенно важно.
У каждого из лауреатов выдающийся список заслуг. Они работали еще в те времена, когда человечество нечетко представляло себе, как вращаются галактики, когда искусственные спутники еще не подлетали близко к другим планетам, когда спасение от рака считалось чудом, когда погружение на дно океана было научным достижением, а не PR-акцией. И это было время, когда весь университетский курс философии умещался в одной фразе: «учение Маркса всесильно, потому что оно верно».
И нет ничего удивительного в том, что в ответном слове большинства награжденных слышны были нотки грусти. Грусти о времени больших научных открытий. И лишь один из лауреатов — философ Теодор Ильич Ойзерман — говорил о достижениях дня сегодняшнего. По его мнению, философия в России наконец-то освободилась из-под многолетнего диктата и развивается как полноценная наука. И становится настолько заметной, что впервые отмечена премией. Что же касается собственного вклада, то «триумфатор» оценил его сначала иронично: «Премию мне дали потому, что я самый старый из живых философов в России — я ведь начал заниматься философией в 1930-е годы». А потом серьезно: «Конечно, я понимаю, что меня наградили не за те работы, которые я написал в 1930-е года, а за мои пять монографий, что я создал в последние девять лет».
И это отрадно. Если новый вертолет построить не получается, если каждый выход экспедиции в открытый океан стал диковинкой, если мощных телескопов мы уже не строим, то хотя бы философствовать можно всласть.