У Сабатины Джеймс, австрийской гражданки пакистанского происхождения, есть одно желание: жить в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека, которой в эти дни исполнилось 60 лет. В тексте Декларации, в частности, закреплены свобода совести и вероисповедания, а также свобода менять свою веру. Однако мусульманский мир не признает эти западные ценности, и эти противоречия стали причиной личной драмы Сабатины Джеймс.
Сабатина приняла христианство и вынуждена была бежать из дома, потому что семья угрожала убить ее за отступничество. А австрийские власти не только не оказали ей поддержки, но предложили вновь принять ислам.
Применимы ли законы шариата в немусульманских странах? Если да, то, может быть, родственники действительно имели право убить Сабатину – за отступничество полагается смерть.
Отец дал девушке две недели и предъявил ультиматум: вновь стать
мусульманкой или умереть. Друг отца, который должен был привести в исполнение приговор, просил ее освободить его от этой страшной миссии.
«Почему бы вам не стать снова мусульманкой? Тогда у вас не будет проблем. Какая разница, в кого верить – в Аллаха или Иисуса», - сказали Сабатине в полиции, куда она обратилась в страхе за свою жизнь. «Но для меня это было важно, - рассказывает девушка, - я ведь жила в стране, где не действовал исламский закон, и я не могла понять, почему они становятся на сторону моих родителей».
Сейчас Сабатина живет в Германии под защитой полиции. Она до сих пор не может понять, почему в некоторых западных демократиях уважение к мусульманской культуре приводит к готовности применять на практике некоторые законы шариата.
Сегодня в Европе, где живут около 50 миллионов мусульман, не известны случаи убийства за отступничество. Более того, такое наказание не применяется во многих странах мусульманского мира. В то же время, в ряде европейских стран суды, религиозные лидеры, представители властей предпочитают делать уступки исламским правилам, принятым в сфере частной жизни – в вопросах бракосочетания, развода или финансов.
В феврале нынешнего года Архиепископ Кентерберийский Роун Уильямс предположил, что в Великобритании может стать «необходимым» принимать во внимание некоторые аспекты шариатского закона при разрешении споров в области бракосочетания и финансов. Это предложение было немедленно отвергнуто премьер-министром Гордоном Брауном, заявившим, что британские законы «должны быть основаны на британских ценностях».
В прошлом году в Германии судья отказался удовлетворить просьбу марокканской иммигрантки о разводе с мужем, угрожавшим убить ее. В судебном решении судья привел изречение из Корана, что можно было интерпретировать как разрешение мужу избивать жену.
Недавно во Франции внимание общества привлек такой случай: мусульманин добился через суд аннулирования брака на том основании что невеста оказалась не девственницей. Это посчитали «вторжением» шариата во французский закон. Решение было отменено судом высшей инстанции.
По словам 26-летней Сабатины Джеймс, которая руководит организацией, помогающей женщинам-мусульманкам в Европе, подобных случаев – тысячи, и происходят они почти во всех европейских странах.
В 1948 году на Генеральной Ассамблее ООН, почти все мусульманские страны, за исключением Саудовской Аравии, проголосовали за ратификацию Всеобщей декларации прав человека, а ученые из Египта и Ливана даже помогали в разработке текста. Однако в 1981 году мусульманские страны приняли собственную Декларацию исламских прав человека. Затем, в 1990 г. была принята Каирская декларация о правах человека в исламе, а в 1994 г. семь стран Арабской Лиги согласовали Арабскую хартию прав человека.
Во всех этих документах учтены положения ислама по отношению к правам женщин, свободе собраний и вероисповедания, пыткам, смертным приговорам детям. Их сторонники ссылаются на Венскую декларацию прав человека 1993 года, в которой подтверждаются принципы Всеобщей декларации, но одновременно признается «региональная специфика» прав человека. Они заявляют, что законы шариата совместимы с международными правами человека.
Западные эксперты выражают озабоченность по поводу прав женщин и свободы вероисповедания в мусульманском мире. А Сабатина Джеймс призывает Запад не компрометировать подлинный смысл и значение документа, 60-летний юбилей которого широко отмечался в мире: «Если мусульмане приезжают в европейские страны, мы должны сказать им: «Мы рады вам и любим вас, но в наших странах есть правила, которым вы должны следовать. В противном случае, возвращайтесь туда, откуда вы приехали». Это – не расизм. Это просто защита прав человека, - утверждает Сабатина.
Сабатина приняла христианство и вынуждена была бежать из дома, потому что семья угрожала убить ее за отступничество. А австрийские власти не только не оказали ей поддержки, но предложили вновь принять ислам.
Применимы ли законы шариата в немусульманских странах? Если да, то, может быть, родственники действительно имели право убить Сабатину – за отступничество полагается смерть.
Отец дал девушке две недели и предъявил ультиматум: вновь стать
мусульманкой или умереть. Друг отца, который должен был привести в исполнение приговор, просил ее освободить его от этой страшной миссии.
«Почему бы вам не стать снова мусульманкой? Тогда у вас не будет проблем. Какая разница, в кого верить – в Аллаха или Иисуса», - сказали Сабатине в полиции, куда она обратилась в страхе за свою жизнь. «Но для меня это было важно, - рассказывает девушка, - я ведь жила в стране, где не действовал исламский закон, и я не могла понять, почему они становятся на сторону моих родителей».
Сейчас Сабатина живет в Германии под защитой полиции. Она до сих пор не может понять, почему в некоторых западных демократиях уважение к мусульманской культуре приводит к готовности применять на практике некоторые законы шариата.
Сегодня в Европе, где живут около 50 миллионов мусульман, не известны случаи убийства за отступничество. Более того, такое наказание не применяется во многих странах мусульманского мира. В то же время, в ряде европейских стран суды, религиозные лидеры, представители властей предпочитают делать уступки исламским правилам, принятым в сфере частной жизни – в вопросах бракосочетания, развода или финансов.
В феврале нынешнего года Архиепископ Кентерберийский Роун Уильямс предположил, что в Великобритании может стать «необходимым» принимать во внимание некоторые аспекты шариатского закона при разрешении споров в области бракосочетания и финансов. Это предложение было немедленно отвергнуто премьер-министром Гордоном Брауном, заявившим, что британские законы «должны быть основаны на британских ценностях».
В прошлом году в Германии судья отказался удовлетворить просьбу марокканской иммигрантки о разводе с мужем, угрожавшим убить ее. В судебном решении судья привел изречение из Корана, что можно было интерпретировать как разрешение мужу избивать жену.
Недавно во Франции внимание общества привлек такой случай: мусульманин добился через суд аннулирования брака на том основании что невеста оказалась не девственницей. Это посчитали «вторжением» шариата во французский закон. Решение было отменено судом высшей инстанции.
По словам 26-летней Сабатины Джеймс, которая руководит организацией, помогающей женщинам-мусульманкам в Европе, подобных случаев – тысячи, и происходят они почти во всех европейских странах.
В 1948 году на Генеральной Ассамблее ООН, почти все мусульманские страны, за исключением Саудовской Аравии, проголосовали за ратификацию Всеобщей декларации прав человека, а ученые из Египта и Ливана даже помогали в разработке текста. Однако в 1981 году мусульманские страны приняли собственную Декларацию исламских прав человека. Затем, в 1990 г. была принята Каирская декларация о правах человека в исламе, а в 1994 г. семь стран Арабской Лиги согласовали Арабскую хартию прав человека.
Во всех этих документах учтены положения ислама по отношению к правам женщин, свободе собраний и вероисповедания, пыткам, смертным приговорам детям. Их сторонники ссылаются на Венскую декларацию прав человека 1993 года, в которой подтверждаются принципы Всеобщей декларации, но одновременно признается «региональная специфика» прав человека. Они заявляют, что законы шариата совместимы с международными правами человека.
Западные эксперты выражают озабоченность по поводу прав женщин и свободы вероисповедания в мусульманском мире. А Сабатина Джеймс призывает Запад не компрометировать подлинный смысл и значение документа, 60-летний юбилей которого широко отмечался в мире: «Если мусульмане приезжают в европейские страны, мы должны сказать им: «Мы рады вам и любим вас, но в наших странах есть правила, которым вы должны следовать. В противном случае, возвращайтесь туда, откуда вы приехали». Это – не расизм. Это просто защита прав человека, - утверждает Сабатина.