Дискуссия в екатеринбургской школе: есть ли правда в учебниках истории?

Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Екатеринбурге Денис Каменщиков.



Марк Крутов: Городской репортаж в нашей сегодняшней программе из одной екатеринбургской школы, где начались заседания городского дискуссионного клуба старшеклассников. Их первой темой стал актуальный вопрос, который не под силу решить и многим взрослым: есть ли правда в учебниках истории?



Денис Каменщиков: Старшеклассники, собравшиеся в актовом зале 76-й екатеринбургской школы, разделились на две команды - тех, кто считает, что в учебниках истории правда искажена в угоду идеологии, и тех, кто уверен, что в школьных книгах написана правда, и никто и никогда учебники не переписывал. Ведущий дебатов, студент факультета политологии Уральского государственного университета Григорий Калужский вроде бы должен был оставаться над схваткой, однако это ему не удалось, потому что уже в самом начале дебатов он вспомнил про учебник "Новейшая история России" под редакцией Александра Филиппова, уже вызвавший множество споров как в профессиональном сообществе, так и вообще в России. В частности, утверждение авторов о том, что Сталин был эффективным менеджером, а репрессии были оправданы. Говорит Григорий Калужский...



Григорий Калужский: Когда у нас в моде сильная рука, барская, когда у нас в моде силовые методы, то есть такой достаточно жесткий стиль управления, вертикаль власти, зачем нам говорить, допустим, много плохого об Иосифе Сталине, если могут быть проведены какие-то неприятные аналогии? Поэтому получается так, что сталинские репрессии в новых учебниках - это зло, но это зло необходимое, это зло - единственный выход в сложившейся ситуации, чтобы российское государство как можно быстрее подготовить к грядущей войне, воспротивиться уничтожению фашизмом и так далее.



Денис Каменщиков: Десятиклассник Илья Мартынов, конечно, обрадовался поддержке со стороны ведущего, но все равно разволновался - путал слова и выглядел плохо подготовившимся к спору.



Илья Мартынов: В истории учебников нет правды. Я считаю, что учебники истории переписываются в угоду политической идеологии и в угоду режиму, который существует в это время.



Денис Каменщиков: Оппоненту Ильи Мартынова, 11-класснику Глебу Овчинникову, все же пришлось признать, что учебники переписываются, но позицию - в учебниках написана правда - он не изменил, даже несмотря на выкрики с мест.



Глеб Овчинников: Некоторые факты меняются, но они меняются не настолько значительно, как, допустим, вторую мировую выиграли немцы или еще что-то. Меняется - вот, сколько килограммов хлеба испекли.



- Сколько миллионов людей уничтожил Сталин.



Глеб Овчинников: Это тоже.



- Незначительно.



Глеб Овчинников: Нет, понимаете, в России никогда всякие сильные реформы, которые шли в гору, не производились демократичным путем, всегда были серьезные людские потери. Но, мне кажется, они оправданы.



Денис Каменщиков: Учитель истории Карен Назарян объяснил спорщикам, почему в школьных учебниках присутствует идеология и почему она оттуда никогда не уйдет. Вслед за ведущим дебатов он заговорил об учебнике "Новейшая история России" под редакцией Александра Филиппова.



Карен Назарян: Я как понял сам, что вот тот учебник - заказ Путина, ибо там все сводится к чему? Сильные фигуры типа Грозного, типа Петра Первого и типа Путина - это те люди, которые спасают Россию. Ведь получается, нынешняя власть, которая сейчас есть, делает заказ. Что формируют у детей эти учебники? Это патриотизм, какое-то знание обязательно истории, умение анализировать события. Учебник этот не прошел, между прочим. По-моему, ни в одной школе этим учебником не пользуются, но попытка заказа была.



Денис Каменщиков: Учительница химии Светлана Башкевич заявила, что идеология есть даже в химических учебниках и тут же привела пример.



Светлана Башкевич: Сергей Васильевич Лебедев получил у нас каучук, первый во всем мире искусственный каучук, синтетический. Эти заводы строились в Туркестане тогда и работали они на этиловом спирте. Представляете, степь, огромнейший комбинат химический и вот это производство встало. Оно работало около года всего, но оно не смогло функционировать, потому что в условиях удаленных от центра проконтролировать... ну, этиловый спирт цистернами вывозили, вы понимаете меня? И никто совершенно об этом никогда не знал, и, безусловно, государство все эти факты прикрыло. Мы стали первооткрывателями, но практической пользы от этого было очень мало.



Денис Каменщиков: Итог разговора подвела десятиклассница Анна Давыдова. Она напомнила главный вопрос дебатов: есть ли правда в учебниках истории?



Анна Давыдова: Точный ответ на этот вопрос, я думаю, дать не удастся никогда, так же как и создать идеальный учебник вообще для страны, для мира всего. И все, что здесь сейчас было, это просто расширение кругозора и создание своего личного мнения по поводу этой темы.



Денис Каменщиков: В следующий раз старшеклассники собираются спорить о толерантности.