Египтологи Кембриджского университета реконструировала облик египетской царицы Клеопатры. На графической модели Клеопатра предстала в образе смуглой молодой женщины, сочетающей в себе как греческие, так и египетские черты.
Об эксперименте британских египтологов рассказывает Наталья Голицына:
– Историкам немало известно о жизни Клеопатры. Ее авантюрная жизнь вдохновляла многих драматургов – от Шекспира до Бернарда Шоу – и многих живописцев. На картинах Рубенса и Тьеполо Клеопатра выглядит подлинной восточной красавицей. Но в массовом сознании ее образ связан с актрисой Элизабет Тэйлор, сыгравшей Клеопатру в одноименном фильме.
Египтолог из Кембриджского университета Салли Энн Эштон (Sally Ann Ashton), используя метод трехмерного компьютерного моделирования, попыталась воссоздать подлинную внешность Клеопатры. В ее распоряжении были сохранившиеся до нашего времени и не всегда реалистичные изображений царицы. Среди них серебряная монета с ее профилем, на которой Клеопатра выглядит женщиной явно европейского происхождения с невысоким лбом, узкими губами и крючковатым носом. Однако Клеопатра, хоть и была потомком полководца Александра Македонского Птолемея, по своему этническому типу вовсе не была чистой воды гречанкой. Ее предки уже триста лет правили Египтом, и в их жилах текла кровь многих восточных народов. В своем проекте доктор Эштон использовала также репродукции барельефов храма в египетском городе Дендера, изображающих Клеопатру в виде богини Исиды. Совместив все эти изображения и выделив характерные черты с помощью компьютерного моделирования, доктор Эштон и получила изображение, которое она считает максимально приближенным к реальности.
Однако известный британский египтолог профессор Оксфордского университета Джон Бейнс в интервью Радио Свобода крайне скептически отнесся к возможности воссоздания подлинного облика Клеопатры из-за недостоверности ее сохранившихся изображений. Профессор Бейнс считает проект коллег из Кембриджа популистским и не имеющим научной ценности».
Клеопатра VII Филопа́тор (69 – 30 гг до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов). Она родилась в Александрии в 69 году до н. э., на престол взошла в возрасте 17 лет. Широкую известность приобрела благодаря античным литературным и историческим интерпретациям своего романа с императором Юлием Цезарем, а после его убийства – с Марком Антонием. Клеопатра правила Египтом 22 года и, согласно историческим хроникам, совершила самоубийство (от яда или укуса змеи), проиграв войну и борьбу за власть римскому военачальнику Октавиану (будущему императору Октавиану Августу).
О мифе Клеопатры говорит доктор исторических наук, заведующий сектором древнего Востока Государственного Эрмитажа Андрей Большаков:
– Клеопатра оказалась, действительно, очень серьезным правителем Египта. Это очень сложный период истории Египта. Погибает постепенно фараоновская древняя культура. Совершенно отвратительные традиции внутрисемейные, когда нет ни одного царя, который бы либо своих родителей, либо своих детей не убил. Все это происходит в очень тесном александрийском мире, узком греческом, македонском кругу, и к жизни Египта имеет довольно малое отношение. Эти правители не знали египетского языка. Им это было не нужно. Они жили своей александрийской жизнью. И Клеопатра оказалась единственной, кто выучил египетский язык. Была создана библиотека, которая мало интересовала царей. Вот она там работала. Она читала тексты на разных языках. Она была, несомненно, умным человеком. Притом, что все мерзости своей династии она на себе несла, и тоже своих родственников убивала. Эта мудрость проявляется в том, что она пытается удержать Египет от гибели. Отсюда идет другая сторона легенды о Клеопатре – она это делала сначала через Гая Юлия Цезаря, а потом через Марка Антония. Все эти романы она умела поставить, потому что это был, несомненно, театр, когда ее, скажем, доставляли завернутой в ковер, когда она являлась Антонию на корабле в виде египетской богини. Это было очень здорово продумано. И вот отсюда пошла легенда о совершенной ее особенности в любви и красоте. Что касается ее великих прелестей, то они вызывают, конечно, очень большие сомнения. Мы имеем довольно большое количество ее портретов. Она далеко не красавица. Во всяком случае, над ее носом смеялись. Но ее ум и ее умение, пользуясь этим умом, себя подать, они и родили легенду».