Никита Михалков убавил съезду легитимности

Никита Михалков, председатель Союза кинематографистов РФ

Полномочия нынешнего руководства давно истекли, съезд переносили и назначили на 18-19 декабря, да и то до вечера 15-го с этим вопросом ясности не было. Юристы посчитали, что некоторые гильдии, когда голосовали за делегатов, не собрали кворума.


В понедельник прошло экстренное заседание пленума правления, постановили, что съезд пройдет в указанные сроки. Другая интрига была связана с демаршем Гильдии кинорежиссеров, которая не проголосовала за Никиту Михалкова как за делегата. Однако Никита Михалков в делегаты попал – за него голосовала Гильдия сценаристов.


Такие события предшествовали съезду, и казалось, что теперь все-таки ничто не мешает его проведению. Однако за 15 минут до начала съезда Никита Михалков, стоя перед телекамерами, повторил версию юристов: съезд нелегитимен, при выдвижении делегатов были нарушены правила.


Съезд открывает Евгений Герасимов, он зачитывает письмо от Василия Ливанова и Владимира Наумова – они возмущаются тем, что не избраны делегатами съезда, и тоже считают его нелегитимным.


На трибуну поднимается первый заместитель министра культуры Александр Голутва, он считает неудовлетворительной подготовку съезда, его самого на голосование гильдии и заседание правления не пригласили, и о том, что он делегирован на съезд, узнал вчера через третьи руки. Голутва говорит, что не будет голосовать, потому что съезд может быть признан в суде нелегитимным, и предлагает переименовать съезд в собрание и обсудить положение в отрасли. Повестку дня с отчетами, тем не менее, предполагают сохранить. Александру Голутве возражает президент Гильдии кинокритиков Виктор Матизен, он ссылается на решение о проведении съезда, принятое пленумом правления.


На трибуну выходит сам Никита Михалков. Он говорит, что собирался уходить с поста председателя союза, что хочет извиниться за допущенные кадровые ошибки и поблагодарить коллег за то, что научили его терпению. Дальше он говорит: «Не страшно, когда ненавидят ни за что. Страшно, когда есть за что ненавидеть». Никита Михалков считает, что ненавидеть его не за что, и опять предупреждает: «Решения съезда будут нелегитимными». Он говорит, что съезд нужен, но должен быть легитимен, иначе он называет этот съезд бессмысленной клоунадой. Требует провести чрезвычайный, внеочередной съезд, при этом не делегатов, а всех членов Союза кинематографистов.


Никита Михалков отказался выступить с отчетным докладом, что положено по регламенту. Его логика такова: раз съезд незаконный, то и доклад его не имеет смысла.


За ним с тем же текстом выступил оргсекретарь Союза кинематографистов.


В результате отчитывается только председатель Ревизионной комиссии Андрей Герасимов, да и он заканчивает 2007 годом - именно тогда истекли полномочия нынешнего руководства союза. Но, напомню, проведение съезда было отложено.


Представитель актерской гильдии Борис Токарев характеризует ситуацию как революционную, он говорит: «Верхи не могут, а низы не хотят».


Делегаты постепенно успокаиваются, значительная их часть перемещается в буфет, а оставшиеся слушают своих коллег.


Мультипликаторы через съезд надеются достучаться до правительства. Финансирования мало, что грозит гибелью искусству российской мультипликации. Им вторят документалисты. Речь ведут и о том, что необходим закон, по которому съемочные группы получали бы отчисления от DVD и телепоказов.


Никита Михалков выходит в фойе и излагает журналистам свою точку зрения: «Я к этому отношусь спокойно. На пятом съезде я, единственное, защитил Сергея Бондарчука. Все это уже я проходил. Еще одна попытка раздербанить союз. Моих оппонентов интересуют не успехи союза, а мои неуспехи. Сейчас они поговорят, пошумят и понесут бумаги в Минюст. Если их примут - дай бог. Если не примут - значит, я имею право, как действующий председатель, требовать созвать чрезвычайный съезд не из делегатов, а из всех членов Союза кинематографистов».


Создается впечатление, что юристы уже готовят заявление в суд о признании съезда нелегитимным. Тем не менее, группа продюсеров и Алексей Герман-младший готовят в кулуарах съезда обращение. Судя по всему, они хотят, чтобы руководство союза стало коллегиальным.