Грузинский парламент не нашел просчетов в действиях главковерха

Михаил Саакашвили проводит экскурсию по Гори для главы МИД Франции Бернара Кушнера. 11 августа

Комиссия грузинского парламента завершила расследование обстоятельств августовской войны. Она представила итоговый отчет 18 августа, он должен был быть утвержден сегодня.


Окончательный документ временной парламентской группы по изучению причин и обстоятельств событий августа 2008 года озаглавлен «Российско-грузинская война, ее предпосылки, правовая оценка и недостатки в действиях властей Грузии». Вся ответственность за развязывание боевых действий возлагается в нем на Москву, которая, по утверждению авторов документа, «в течении многих лет пыталась аннексировать Южную Осетию, раздавала российские паспорта ее жителям, направляла чиновников из российских регионов для работы в сепаратистское правительство Эдуарда Кокойты, блокировала мирные инициативы по определению политического статуса региона и всячески провоцировала Грузию».


Главной ошибкой грузинских властей в предвоенный период комиссия сочла то, что президент и правительство прислушались к совету западных коллег и не потребовали от России вывести миротворцев из Южной Осетии, что дало повод северному соседу Грузии после начала боевых действий обвинить ее в нападении на своих военнослужащих.


Кроме того, комиссия считает ошибкой то, что в программные политические документы по вопросам национальной безопасности не был включен пункт о возможной российской агрессии – опять-таки по рекомендации западных друзей, которые советовали грузинским властям избегать резких антироссийских формулировок в официальных документах.


Правительство страны критикуется за то, что оно не смогло правильно оценить масштаб возможной российской интервенции, не обеспечило надлежащей координации деятельности различных служб, не выстроило системы управления войсками; боевые части не имели между собой надежной связи, обнаружился дефицит квалифицированных военных кадров.


В документе отмечается, что многие должностные лица, которые несут ответственность за ошибки и недостатки в ходе «оказания сопротивления российской интервенции», уже освобождены от занимаемых должностей. В их числе названы министры обороны и иностранных дел, начальник генерального штаба и секретарь совета национальной безопасности.


Самой жесткой критике подверглись руководители т.н. Абхазской автономной республики в изгнании, которые самовольно покинули Кодорское ущелье, либо не доехали до этого региона вовсе. Комиссия направила материалы в отношении них, а также бывшего посла Грузии в России Эроси Кицмаришвили (по мнению депутатов, он не предупредил руководство страны о возможной российской интервенции) в генеральную прокуратуру.


«В этой стране Саакашвили никогда ни в чем не виноват»


Выводы парламентского расследования ожидаемо получили диаметрально противоположные оценки. Один из лидеров объединенной оппозиции Бежан Гунава заявил вашему корреспонденту, что комиссия лишь выполняла политический заказ президента: «Это все смешно, это трагикомедия. Им надо было говорить не о просчетах отдельных министерств, а о недостатках всей системы власти, в первую очередь Михаила Саакашвили. Но о Саакашвили [в тексте документа] ничего не сказано. Показали, что он ни в чем не виноват – виноваты другие чиновники и министры. В этом государстве Саакашвили никогда ни в чем не виноват. Вы когда нибудь слышали, чтобы он самокритично к своим действиям относился? Никогда такого не было».


А вот вице-спикер парламента Михаил Мачавариани заявил РС, что работа парламентской комиссии, открыто и в прямом эфире допросившей президента, премьер-министра, многих министров и чиновников, стала «шагом вперед на пути строительства грузинской демократии».


Законодательное собрание рекомендовало правительству принять новую концепцию национальной безопасности, создать единый центр управления страной в кризисных ситуациях, обновить систему подготовки резервистов, восполнить недостатки в сфере противовоздушной обороны, провести аттестацию кадров среднего звена министерств и ведомств, которые проявили себя во время войны не с лучшей стороны.