Раскол и дискуссии на съезде Союза кинематографистов

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева .



Андрей Шарый : В Москве при довольно драматических обстоятельствах второй день уже работает VII съезд Союза кинематографистов России. Там довольно много внутренних противоречий, непонятно, кого изберут председателем, непонятно легитимен ли сам съезд и непонятно будущее самого Союза. Говорят о его расколе. Затем, что происходит в Доме кино, два дня внимательно следит моя коллега, обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева. Сейчас она в прямом эфире программы.


Марина, добрый вечер! Избран ли председатель или хотя бы можно сказать, когда его изберут?



Марина Тимашева : Добрый вечер! На сию секунду Марлен Мартынович Хуциев, а это единственная кандидатура на пост председателя Союза кинематографистов, еще не избран. Ждут результатов работы счетной комиссии. Но за него должно быть подано 75 процентов голосов плюс еще, как вы понимаете, речь идет о правлении, там 140 депутатов, из них надо оставить 70 человек. Поэтому совершенно непонятно – во сколько кинематографисты разъедутся и разойдутся.



Андрей Шарый : Марина, ряд наших с вами коллег говорят о том, что там столкнулись как бы две основные партии – это люди, поддерживающие Никиту Михалкова, не только известно и знаменитого режиссера, но и опытного аппаратчика, и сторонников Марлена Хуциева, которых называют оппозицией. Правильно ли это?



Марина Тимашева : Это, строго говоря, видимо, правильно, так оно и выглядит, хотя, мне кажется, что тут и в самой этой так называемой оппозиции тоже нет какого-то единства. Во всяком случае, совершенно очевидно, что к съезду она подошла куда как в более приличном виде, чем к прошлому съезду, но оказалась все равно совершенно неподготовленной. Сам факт того, что юристы говорят о нелегитимности съезда… Ведь это связано именно с тем, что не было кворума при голосовании делегатов съезда на профессиональных гильдиях. Значит, кто-то же это допустил. Как это можно было сделать, имея такого сильного противника, как Никита Михалков? Если оппозиция выдвигает только одного кандидата – Марлена Хуциева, и все знают, что он не молод, скажем мягко, значит, вроде бы изначально предполагается, что ему в помощь дадут Александра Роднянского или называется имя Сергея Говорухина. В результате Роднянского на съезде вообще нет, а Говорухин-младший сегодня у микрофона поддержал кандидатуру Никиты Михалкова, в чем, кстати, не было нужды, потому что Михалков сам не собирался баллотироваться на, по его мнению, нелегитимном съезде. Оппозиция, в общем, не организована. Она довольно слаба.



Андрей Шарый : Марина, я хотел бы разобраться вот в каком вопросе. Сегодня выдвинули 15 человек на пост руководителя Союза. Потом все они отказались. И насколько можно судить из сообщений, которые у меня под рукой, отказались они потому, что большинство – это крупные режиссеры или крупные деятели. Они говорят, что загружены работой, а Союзу кинематографистов надо посвящать всю свою жизнь. Может быть, необязательно выбирать крупного, великого режиссера, который олицетворяет отечественное кино? Может быть, нужен просто крепкий аппаратчик? В конце концов, ведь речь идет об организации, которая занимается решением социальных вопросов, в первую очередь, помощь каким-то ветеранам, поддержка молодых кинематографистов, а вовсе не следит за творческой стороной кинопроцесса.



Марина Тимашева : Честно говоря, по началу многие люди, например, знаменитый и прославленный наш сценарист Валентин Черных он именно так и говорил, что на этот пост нужен сейчас, как он современным языком выражался, топ-менеджер. Другие люди, с которыми я разговаривала, тот же Вадим Абдрашитов, говорили, что вообще нужно другое устройство – коллегиальное управление Союзом кинематографистов. Но в результате мы имеем то, что имеем. Это опять вопрос к оппозиции. Коллегиальное устройство не может быть сделано, потому что для этого нужно менять устав, а менять устав съезд Союза кинематографистов не захотел. А для того чтобы назначить на эту должность топ-менеджера, видимо, все-таки в России нет такой привычки. Нам нужен какой-то человек, лицо которого знаем не только мы между собой, но и лицо которого знакомо всем людям в стране, а самое главное – первым лицам.



Андрей Шарый : Это правда, Марина. Но вы знаете, топ-менеджеры бывают еще, особенно в последние годы, разные. Бывают, например, топ-менеджеры в виде генералов ФСБ бывших или нынешних. Они могут быть и президентами республик. Они могут и в нефтяных компаниях и всюду. Может быть, и в Союз кинематографистов подберут какого-нибудь генерала, и он быстро наведет порядок там, в киноиндустрии. Это шутка.


Марина, я не верю в романтические намерения 65 прагматичных, толковых, талантливых людей, которые движутся при вступлении якобы в этот Союз, только идеологическими целями обновления организации. Может быть, вы меня переубедите?



Марина Тимашева : Андрей, я, в общем, им верю просто потому, что у меня нет никаких оснований не верить Алексею Герману-младшему. Он вроде никогда еще никому не лгал или, во всяком случае, мне это неизвестно. Конечно же, его речь представляется мне достаточно наивной. Он говорит, что Союз кинематографистов был свободной организацией. При советской власти он не мог быть свободной организацией. На V съезде, когда оскорбляли Сергея Бондарчука, да и после того много сделали дурного по отношению к людям, этого совершенно не заслужившим. Потом на VI съезде оскорбляли самого Михалкова, на VII Михалков уже обижает своих коллег. О какой свободе мы говорим?! К тому же, скажем, называется несколько имен – Хаматова, предположим, или Попогребский, но списком голосовать 65 человек совершенно невозможно. Из этих 65 известно 20, и никто не просит, на самом деле, никого стоять на коленях. Просят об обычной процедуре – заполнить заявление, какую-то карточку и фотографию принести. И я уверена, что все ребята окажутся в Союзе кинематографистов и, может быть, помогут.



Андрей Шарый : Вопрос пока не решен к настоящему моменту?



Марина Тимашева : К настоящей минуте он не решен, но, похоже, что съезд сегодня не имеет ничего против того, чтобы молодые кинематографисты влились в их ряды и как-то попробовали действовать.



Андрей Шарый : Ну, и слава богу.