На процессе об убийстве Анны Политковской пока рассматривается побочный эпизод

Процесс по делу об убийстве Анны Политковской до Нового года вряд ли будет завершен. Но ведь задача суда - не успеть до праздников, а установить истину.

В Московском окружном военном суде на этой неделе продолжались слушания по делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Доказательства начала представлять сторона защиты. Трое из подсудимых - братья Джабраил и Ибрагим Махмудовы, а также бывший сотрудник Управления по борьбе с организованной преступностью Сергей Хаджикурбанов – проходят как соучастники убийства. Четвертого подсудимого, подполковника ФСБ Павла Рягузова судят за преступление, не связанное с этим убийством.


Речь идет об эпизоде, связанном с избиением предпринимателя Эдуарда Поникарова и вымогательстве у него 10 тысяч долларов. Это побочный эпизод, который в деле Анны Политковской оказался лишь потому, что к нему имеет отношение Сергей Хаджикурбанов, которого прокуратура называет организатором убийства Политковской. Павел Рягузов - второй фигурант в эпизоде с предпринимателем Поникаровым. Адвокаты стараются доказать присяжным, что в этой Рягузов не превышал служебных полномочий и действовал исключительно в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Именно поэтому трое из пяти свидетелей защиты - действующие сотрудники ФСБ.


Прессе позволили услышать показания лишь одного из них. Вадим Зубнов, по словам потерпевшего Эдуарда Поникарова, тоже участвовал в избиении предпринимателя в июле 2002 года. Правда, его к ответственности не привлекли. Другие сотрудники ФСБ свои показания давали за закрытыми дверями. Один из них – заместитель начальника Службы безопасности по Центральному округу Управления ФСБ Москвы и Московской области Владимир Слюсарь. Помимо истории с Поникаровым, ему пришлось ответить на вопросы, связанные непосредственно с убийством журналистки.


Адвокат семьи Анны Политковской Каринна Москаленко считает, что «эти вопросы и ответы будут важны для дела по убийству Анны Политковской, которого еще нет в суде. Мы заинтересованы в том, чтобы эта информация раньше времени не становилась известной и доступной. Утечки информации по этому делу всегда допускала не наша стороны. Любая утечка информации по этим вопросам вредит делу и не способствует установлению истинных обстоятельств».


Защита подсудимых отказалась пояснить, какие именно вопросы задавали потерпевшие полковнику Слюсарю. А адвокат Джабраила Махмудова Мурад Мусаев своим комментарием привел журналистов в замешательство.


- Если кто-нибудь из вас, друзья, пойдет в перерыве судебного заседания в «Старбакс», и к вам подойдет какой-нибудь сотрудник ФСБ и спросит у вас время, а вы ему ответите, то будет считаться, что вы принимали участие в мероприятии ФСБ, которое называется «опрос», «сбор информации», или что-то такое. Потом где-нибудь могут сказать, что вы агент спецслужбы.


Попытка разобраться, к чему сделано это заявление, отчасти увенчалась успехом. Оказывается, полковника Слюсаря за закрытыми дверями расспрашивали, был или нет Джабраил Махмудов агентом ФСБ? Правда, журналистам так и не сказали, какой ответ прозвучал в суде.


В слушаниях объявлен перерыв до понедельника. Председательствующий Евгений Зубов посетовал на то, что все планы рушатся. Видимо, он имел в виду первоначальную установку на то, чтобы рассмотреть дело до Нового года. Из состава коллегии пришлось вывести одну присяжную, которая второй день подряд не могла явиться в суд. Стороны очень надеются, что предновогодняя суета и предстоящие 10-дневные каникулы не слишком скажутся на работе присяжных. Сейчас их осталось 17.