Свидетель: во Владивостоке ОМОН задержал свыше 200 человек

Омоновцы действовали крайне жестоко, утверждает депутат владивостокской гордумы

На минувших выходных в России прошли акции против утвержденного правительством повышения пошлин на ввоз иномарок — уже в третий раз за месяц. Впервые антиправительственную по сути своей акцию сложно заподозрить в том, что это вопрос чьих-то конкретных политических амбиций. Вожака, по крайней мере очевидного, у этих волнений нет. Участники массовых протестов собираются пусть не стихийно, но и не вслед за определенным лидером. Протестующих не останавливает ни повышенное внимание правоохранительных органов, ни личное заступничество за российский автопром главы правительства Путина и президента Медведева. «Ни Медведев, ни Путин на ВАЗ не пересядут», — замечают противники непопулярного решения о повышении пошлин на иномарки. На Дальнем Востоке, где есть и более веские аргументы против повышения пошлин, акции протеста прошли особенно болезненно. Подробнее об этом Радио Свобода рассказал депутат городской думы Владивостока Николай Марковцев.


— По сообщению некоторых СМИ, в разгоне акций протеста автомобилистов во Владивостоке участвовал ОМОН из Москвы и других регионов. Это действительно так?


— Совершенно правильно. Сотрудники местной милиции говорят, не скрывая: ребята, извините, это не мы вас били. Вас бил «Зубр», ОМОН подмосковный, дагестанский ОМОН, говорили про хабаровский ОМОН. Город — не Москва, не такой большой, многие друг друга знают. И они как бы извинялись.


Пресс-служба МВД, я читал на сайте, сообщила, что было задержано якобы 64 человека. Но это неправильно. Было задержано более 200! Уже когда ОМОН привез их в местные отделения милиции, многих выпустили, в частности, журналистов, то есть тех, кто был просто незаконно задержан. На моих глазах людей бесцеремонно хватали и избивали. Что избивать человека, если он не сопротивляется?! Нет, подтаскивают к машине, вшестером наваливаются, бьют его, пинают и, как скот, закидывают в милицейскую машину! И так кидали по 40 человек в каждую машину.


— Какова позиция региональных властей в этой ситуации?


— Власть спряталась. Они не появляются, с людьми общаются только через телевидение: расходитесь, не собирайтесь, все нормально, все вопросы решим, жизнь, как говорит губернатор, на Дальнем Востоке достойна и комфортна. Все у нас хорошо. И вот какие-то жулики, как сказал вице-премьер Сечин, пытаются провоцировать людей. Это неправда! Я был на площади. Какие там жулики! Люди говорили о самом насущном — высокие тарифы ЖКХ, дорогой проезд для пенсионеров, дорогие продукты (они намного дороже, чем в Москве), а доход на одного человека меньше, чем в столице. Вот о чем говорили люди, уже не вспоминали 20-го [декабря — РС] о пошлинах! В основном, говорили о дороговизне жизни. Какие это экстремисты?


Люди, конечно, хотят еще собираться, потому что власть у нас существует отдельно, люди — отдельно. В интернете идут предложения устроить обструкцию власти в праздник, когда они [представители местной администрации — РС] выходят на центральную площадь и поздравляют людей с Новым годом. Хотят придумать акцию, «Позор!» или «Фашисты!» покричать. Потому что 21 декабря люди, когда их начал бить ОМОН, скандировали «Фашисты!» А 20-го, когда не били всех, а только задерживали с плакатами, скандировали «С Новым годом!», смеясь над ОМОНом.


Власть в растерянности. Не знает, что сделать, никаких комментариев не дает. Ждет, что будет дальше.