24 декабря в Большом театре состоится церемония прощания с выдающейся русской балериной Ольгой Лепешинской, после чего она будет похоронена на Введенском кладбище Москвы. Лепешинская скончалась в минувшую субботу на 93-м году жизни.
Ольга Лепешинская говорила: «Я даже старше революции», — и за свою долгую жизнь действительно она успела сделать многое. Стать первоклассной балериной, получить четыре сталинские премии, дать бесчисленное количество концертов на фронтах Великой Отечественной войны, преподавать в Риме, Будапеште, Вене, Стокгольме, Мюнхене, просто помогать людям.
Сегодня об Ольге Лепешинской рассказывают те, кто ее знал лично или видел на сцене Большого театра.
Говорит Вадим Гаевский, историк балета: «Балериной она, конечно, была совершенно блестящей и уникальной. Она была самая смелая балерина, которую я видел в своей жизни. Она вносила на сцену дух вольности, абсолютно не присущей ни петербургской школе, ни вообще тому, что мы называем советским искусством. У нее были разнообразные жанровые качества, но, прежде всего, она лучше всего была, конечно, в комедийных ролях. Она создала даже свой жанр, жанр высокой и даже романтической комедии, большого при этом стиля».
Михаил Лавровский, народный артист СССР, принимал участие в нескольких спектаклях, в которых танцевала Ольга Лепешинская: «Она действительно была, помимо балерины, выдающейся артисткой и за свой период Ольга Васильевна сделала огромный рывок и помогла последующим поколениям в развитии техники женского танца, техники Стручкой и Плисецкой, и потом уже Бессмертновой, Максимовой и так далее».
Ольга Лепешинская прослужила в Большом театре 30 лет. О балерине вспоминает педагог-репетитор Большого театра Валерий Логунов: «Она была добрым человеком. Например, когда я пришел в театр, она была в этот момент административным руководителем по поручению Леонида Михайловича Лавровского. И, видя мои способности, сразу же сказала, чтобы я танцевал довольно трудные вещи для себя, например, крестьянское па-де-де в первом акте в "Жизели". После этого я пошел расти уже как танцовщик в Большом театре. Она обладала еще большим, колоссальным прыжком. Например, в "Красном маке" она делала мужские козлы, так сделать никто не мог, только мужчины могли так сделать. А вертелась она как никто, за ней не мог угнаться оркестр. Так что влияние такой балерины, конечно, уникально, и память о ней сохранится, я думаю, у многих, а у меня тем более».
Сегодня память о таланте Ольги Лепешинской окончательно станет легендой, а на газетных скрижалях напишут — похоронена одна из величайших балерин XX века.