Сегодняшний факт. Извержение Корякского вулкана

Камчатка Вулкан Корякский

Андрей Шарый : А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы «Время Свободы» - «Сегодняшний факт».

На Камчатке началось извержение вулкана Корякского. Он находится в нескольких десятках километрах от Петропавловска. Зафиксирован также выброс пепла на высоту более 5 километров из кратера вулкана ШивЕлуч, который извергается уже более года. Также активизировалась Ключевская сопка – самый высокий действующий вулкан в Евразии. Из Петропавловска-Камчатского передает корреспондент Радио Свобдоа Станислав Зверев.

Станислав Зверев : Камчатские вулканологи анализируют данные, зафиксированные датчиками на склонах Корякского вулкана – высота 3456 метров. Стационарной станции на этом вулкане нет. Есть такие железные будочки. Там аппаратура. Там берутся записи сейсмографа, пробы газа, пепла.

Спокойно воспринимают жители Петропавловска-Камчатского метаморфозы земной коры. Коряком – по-домашнему зовут вулкан, а курит – значит дымит. Рядом расположенный Алачинский вулкан коптит постоянно. А Корякский относится к действующим, но за ним закрепилась репутация спящего, несмотря на пробуждение в 1956-1957 годах. Одними из первых на активность Корякской сопки обратили внимание камчатские художники. Елизовчанин Игорь Грошев заметил газовые выбросы на западном склоне Корякской сопки еще в конце сентября.

О том, что ледники всесезонные на гряде домашних вулканов (я перечислю – это Козельский, Алачинский и Корякский) тают в течение двух-трех лет, говорят ребята из камчатской Ассоциации сноуборда. Связывали это и с глобальным потеплением климата, но вот сейчас, видимо, активность Корякской сопки может объяснить схождение ледников летом. Вообще, Корякская сопка – это большая загадка. От Корякской сопки берут свое начало знаменитые геотермальные Паратунские источники. Тем не менее, он не изучен. И сейчас вулканологи надеются на многое открыть глаза.

Андрей Шарый : Говорил петропавловский журналист Станислав Зверев. Почему извергаются вулканы? Чем они вообще отличаются друг от друга? В эфире Радио Свобода директор Института вулканологии и геодезии РАН академик Генрих Штейнберг.

Генрих Штейнберг : Сейчас находится три вулкана, вот Корякский – это уже четвертый, в состоянии извержения. Сейсмическая активность – обычное явление для Камчатки. Действующий вулкан должен извергаться. Живет он. Три вулкана работают и работают очень интенсивно. На Ключевском уже практически с небольшими интервалами, перерывами идет с 2006 года. Связано это с непрерывным движением магматического вещества к поверхности. Подошло и началось.

В извержении вулкана еще много неизвестного. Но, вообще говоря, неожиданными эти вещи, в отличие от землетрясений, не бывают. Извержение вулканов прогнозируется очень точно. На вулканах, на которых задействована система мониторинга, там не происходит неожиданных извержений. На Гавайях всегда хорошо знают. В Италии тоже следят за вулканами. Собственно, у них там борьба идет, когда я там был не так давно, за шестичасовую готовность. Чтобы не просто предсказать извержение, а с точностью порядка шести часов.

Самое интересное, вообще говоря, соотношение твердой и газовой фаз, то есть соотношение газ-расплав. Газ является движущей силой взрывного процесса. Очень интересно, как они соотносятся. Есть вулканы, на которых газ играет малую роль, на вулканах гавайского типа. Там извержение – это почти излияние лавы. А есть вулканы как раз наиболее опасного типа – это взрывные, эксплозивные вулканы, где извержение всегда начинается со взрывов. Именно со взрывами связаны все катастрофы. Потому что, когда идет лава и поток, это уже, считай, спокойная стадия извержения. Уже совершенно ясно, куда эта лава пойдет. Потому что в гору лава не идет. А вот взрыв – это выброс огромного количества горячего материала. Этот материал, когда он падает на склоны и начинает двигаться, он движется как пирокластический поток, на воздушной подушке. У него скорость уже десятки, до сотни километров в час. Это уже огромная масса идет с такой скоростью. И она часто идет через препятствия, может идти и в гору.

Я наблюдал самые разные стихийные явления – землетрясения, цунами. Конечно, это все по эмоциональному воздействию с вулканом сравнить невозможно. Это, конечно, фантастическое зрелище именно эстетически, по красоте, кроме понимания этой гигантской мощности, не сравнимой совершенно с возможностями человека.

Андрей Шарый : Гостями рубрики «Сегодняшний факт» были вулканолог академик Генрих Штейнберг и журналист из Петропавловска-Камчатского Станислав Зверев. На Камчатке началось извержение вулкана Корякского.