- Более трети опрошенных главным событием 2008 года назвали мировой финансовый кризис. Далее три события политического блока: выборы президентов в России и в США и события в Южной Осетии. Понятно, что выборы президента России для россиян гораздо важнее, но они были раньше, а больше на слуху выборы американские. Примерно каждый восьмой среди важных событий упоминал Олимпиаду в Пекине. 5% говорили о смерти патриарха Алексия.
- Почему именно эти события россияне отмечают как важнейшие?
- Это совершенно естественно. Это проистекает из логики информационного фона последних месяцев. Финансовый кризис является мировым, он очень болезненно затрагивает Россию, само собой разумеется, что он не мог не выйти на первое место. Что касается выборов президентов России и США, тут тоже все очевидно. События в Южной Осетии - сильнейший шок.
- Как в целом россияне оценивают 2008 год?
- Очень неоднозначно. В течение 10 лет мы задаем под Новый год респондентам вопрос: был ли уходящий год лучше или хуже, чем предшествующий (в данном случае 2007) для страны и для них лично. Доля людей, которые говорят, что 2008 год был для России хуже предыдущего, выросла в 4 раза, при этом она составляет 33%. (В прошлом году таких ответов было всего 8%). 38% опрошенных отвечают, что либо год был не хуже и не лучше предыдущего, либо затрудняются с ответом.
- С чем вы связываете то обстоятельство, что в 4 раза выросло количество пессимистов - тех, кто говорит, что уходящий год хуже предыдущего?
- На 99% люди связывают это с экономическими обстоятельствами последних месяцев и с тем, как они освещаются. Люди говорят об экономике, очень многие говорят в беспокойной тональности. Они видят, что на предприятиях где-то происходят задержки зарплаты, где-то сокращение выплат, где-то увольнения. Все эти проявления кризиса отмечает примерно треть. Люди разговаривают между собой, смотрят телевизор, читают прессу. Влияние кризиса чувствуется и в медийном пространстве, и в реальной жизни. Понятно, что общий тон скорее пессимистичный.