Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.
Марк Крутов : Петербургские правозащитники поддержали инициативу российского сообщества геев и лесбиянок, предложившего объявить 2009 год годом памяти представителей секс-меньшинств, ставших жертвами политических репрессий. В целом по России Петербург выглядит как более толерантный город по отношению к людям нетрадиционной сексуальной ориентации, но и в этой области остается очень много нерешенных проблем. Рассказывает Татьяна Вольтская.
Татьяна Вольтская : 75 лет назад советская власть начала политическое преследование геев и лесбиянок. В декабре 1933 года появилось Постановление ВЦИК, через три месяца ставшее законом, по которому добровольные сексуальные отношения между совершеннолетними мужчинами объявлялись уголовным преступлением. Советская власть считала гомосексуалов идеологическими чуждыми элементами, наравне с "представителями эксплуататорских классов", верующими и другими инакомыслящими. Теперь злополучная 121 статья отменена, но государство до сих пор не реабилитировало тех, кто подвергался по ней преследованиям с 1934 по 1993 год. Эта статья все это время применялась очень выборочно, и часто служила поводом для расправы с политически неугодными людьми, что дает право считать осужденных по ней жертвами политических репрессий. Сейчас подросло первое поколение людей, выросших без этой статьи, и пора говорить о восстановлении исторической справедливости, считает председатель Межрегионального общественного движения "Российская ЛГБТ-сеть" Игорь Петров.
Игорь Петров : Люди сидели в тюрьмах, люди сидели в психушках только за то, что они любили не так, как было указано партией и правительством. До сих пор в России гомосексуальность является явлением криминальным для государства. Процесс декриминализации, несмотря на отмену статьи, не завершен. На сегодняшний день органы правопорядка до сих пор рассматривают геев как потенциальных преступников. Нам известно о том, что еще с советских времен по-прежнему органы внутренних дел ведут базу данных геев, куда попадают люди, подозреваемые, по крайней мере, в том, что они являются гомосексуалами. Примером являются происшествия, имевшие место буквально в сентябре этого года сначала в Красноярске, а затем в Санкт-Петербурге, когда под предлогом расследования убийств и изнасилований, милиция нагрянула в гей-клубы и задержала всех, кто там был. У людей снимали отпечатки пальцев, их фотографировали, их унижали словесно и физически. Подобные случаи были и раньше, естественно, но раньше эти действия милиции оставались без ответа со стороны пострадавших.
В Петербурге на сегодняшний день подано заявление в прокуратуру владельцем одного из клубов. Это клуб "Бункер". Сейчас идет проверка по этому заявлению в городской прокуратуре. Кроме того, есть около 20 заявлений пострадавших в клубе "Центральная станция".
Татьяна Вольтская : Петербургский "Мемориал" солидарен с ЛГБТ-сообществом в его стремлении реабилитировать жертв 121 статьи и объявить 2009 год годом памяти геев и лесбиянок - жертв политических репрессий. Говорит председатель правления "Мемориала" Сергей Хахаев.
Сергей Хахаев : Это действительно полезное и нужное мероприятие. Преследование геев и лесбиянок носило, конечно, политический характер. Потому что это имело местно в случае любого тоталитарного режима, не только в Советском Союзе, но это делалось в Германии, это делалось в Италии, это делалось в Румынии и так далее. Задача каждого тоталитарного режима - это держать общество в строю. Всякая попытка отклонения от чего-либо рассматривается, как что-то подозрительное, опасное и заслуживающее наказания. Это действительно политический вопрос. И нормально, что ставится вопрос о памяти жертв политических репрессий.
Татьяна Вольтская : В Петербурге положение сексуальных меньшинств несколько отличается от их положения в целом по России, говорит Игорь Петров.
Игорь Петров : Здесь ЛГБТ-сообщество более открыто. Есть интересные социологические данные. Только 11 процентов опрошенных россиян ответили, что кто-то из их знакомых является геем или лесбиянкой. В Петербурге в этом году проводился опрос. Таких оказалось аж 26 процентов, кто имеет среди своих знакомых геев и лесбиянок. Это очень хороший факт. Люди, которые знают нас лично, они в целом толерантны. Поэтому чем более мы открыты, тем лучше. В Петербурге таких проявлений не толерантности должно быть поменьше со стороны населения, со стороны власти. Действительно, таких проявлений, как в Москве, в Петербурге нет. Не ходят сумасшедшие хоругвеносцы, не проводят молебнов на улице, очищая место, где прошел так называемый гей-парад и так далее. Но тем не менее процент геев и лесбиянок, которые говорят, что они так или иначе пострадали либо от физического насилия в связи со своей ориентацией, либо испытали психологическое давление, немногим ниже - на уровне статистической погрешности разница со среднероссийским показателем.
Позиция власти в Петербурге тоже отличается, конечно, от позиции московских властей или позиции тамбовского губернатора, который, как вы знаете, не так давно заявил, что геев надо рвать и разбрасывать их куски. Слава богу, Валентина Ивановна Матвиенко ничего такого не говорит, но вместе с тем есть и другие факты. В частности, печально известное высказывание председателя Комитета по культуре Бабанкова в связи с кинофестивалем "Бок о бок", когда он заявил, что это мероприятие преждевременно, мы для него не созрели и так далее. Но очень странно, когда государственный чиновник решает за граждан - созрели они смотреть фильмы или не созрели. Это отдает, конечно, рецидивами такого советского прошлого.
Татьяна Вольтская : Представители ЛГБТ-сети в Петербурге хотят, чтобы к ним относились, как ко всем остальным людям, и правозащитники поддерживают их в борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности.