Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие обозреватель московской газеты «Время новостей», специалист по ближневосточной проблематике Елена Супонина.
Андрей Шарый : Подробнее о тактике и политических задачах руководителей палестинской радикальной группировки ХАМАС я беседовал с обозревателем московской газеты «Время новостей», специалистом по ближневосточной проблематике Еленой Супониной.
Елена Супонина : ХАМАС неоднократно объявлял о перемирии. Потом же и прекращал его. Ближневосточный конфликт как раз и развивается таким образом – всплеск напряженности, стрельба, взрывы, жертвы, а потом объявляется перемирие до поры до времени, потом новый всплеск. И так будет до тех пор, пока не будет окончательно решена палестинская проблема.
Андрей Шарый : Каких результатов вы ожидаете от этой военной операции Израиля? Смогут они взять под контроль сектор Газа?
Елена Супонина : Сектор Газа взять под полный контроль невозможно. И даже тогда, когда в секторе Газа находились еврейские поселения, то есть до 2005 года, когда Ариэль Шарон своим приказом вывел еврейских поселенцев и израильских военных из сектора, израильтяне не удерживали эту территорию под своим полным контролем. Там очень плотная заселенность. Много мелких деревень, которые расположены кучно. Такого же типа лагери палестинских беженцев. По сути это поселки, где также сами палестинцы мало, что контролируют. Даже ХАМАС, который вроде как удерживал последние пару лет власть в этом анклаве Палестинской автономии, это движение не контролировало полностью сектор Газа. Там было множество других группировок - и более радикальных, чем ХАМАС, и менее. Многие из них выходили из-под контроля ХАМАС.
Андрей Шарый : Как вы считаете, может ли военное развитие ситуации привести к смене политического режима в секторе? Может, скажем, движение ФАТХ вернуться к власти в Газе?
Елена Супонина : Это очень большая проблема. Мне кажется, что сейчас, к сожалению, израильтяне не имеют четкого плана действий – что будет потом, как развиваться будет ситуация и на кого делать ставку. Чем больше становится жертв среди мирного населения в секторе Газа, тем более ослабляется и движение ФАТХ, а не только движение ХАМАС. Популярность ХАМАС сейчас довольно-таки высока, несмотря на то, что, на мой взгляд, это движение совершило очень грубые ошибки, не пойдя на мирные переговоры с израильтянами и не продолжив контакты с движением ФАТХ.
Началом серьезных политических ошибок ХАМАС – это отказ движения по своим внутренним причинам ехать в Каир в ноябре, где должна была состояться важная встреча между руководством движения ФАТХ и руководством движения ХАМАС, а также других политических палестинских организаций. Следующая ошибка – это прекращение перемирия с израильтянами. В том, что сейчас происходит в секторе Газа, очень большая доля ответственности и вины лежит на движении ХАМАС.
Андрей Шарый : В руководстве движения ХАМАС, насколько известно обозревателям, есть какие-то разногласия или они едины в своей цели – умереть, но не сдаться?
Елена Супонина : Эти разногласия были всегда. Они продиктованы, в том числе, и тем, что руководство движения ХАМАС разбросано по всему арабскому миру, по крайней мере. Часть руководства была заперта израильтянами в секторе Газа. Оттуда им не разрешалось выезжать. Были определенные поблажки, когда им можно было выезжать в Египет на переговоры. Однако все последнее время они находились там. Но также есть и другие руководители ХАМАС, которым наоборот по причине противодействия со стороны израильтян, никогда в последнее время не удавалось попасть в Палестинскую автономию. К таким руководителям относится Халед Машаль, собственно, лидер сейчас движения ХАМАС. Он проживает постоянно в столице Сирии Дамаске, где и находится штаб-квартира движения. Некоторые из руководителей и членов политбюро живут в Бейруте, в Ливане. Так что, когда мы говорим - а возможно ли уничтожить движение ХАМАС обстрелами и вторжением в сектора Газа? – то, конечно же, нет, хотя бы потому, что многие лидеры движения находятся за пределами сектора Газа.
Андрей Шарый : В своих поездках по Ближнему Востоку вы встречались с участниками, руководителями движениями ХАМАС. Какое впечатление на вас произвели эти люди?
Елена Супонина : Это люди, которые верят в свои цели. У них есть определенные принципы, но опасность этих людей в том, что они настроены фанатично. Для них очень часто цель оправдывает средства. Цель – это освобождение оккупированных палестинских территорий. Это цель минимум. Когда эти территории могут быть освобождены, то, возможно, что возникнет цель максимум – восстановление на палестинских территориях законов и норм шариата, возможно, даже исламского государства. При всем своем некотором даже благородстве и вере в идеалы, эти люди часто фанатичны. И жертвуя собой, они не боятся смерти. Когда речь зашла о мирных переговорах, о необходимости идти на уступки, о необходимости компромиссов, хамасовцы оказались не готовы к подобной гибкости. Эта их твердость, на мой взгляд, послужила не на пользу многим палестинцам, особенно тем, кто страдает сейчас в секторе Газа.