В России могут появиться подзабытые народные дружины

Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Любовь Чижова.



Марк Крутов: Депутаты Госдумы и Совет Федерации разработали законопроект, в случае принятия которого уже летом на улицах российских городов могут появиться подзабытые с советских времен народные дружины. По мнению законодателей, добровольные помощники милиции помогут остановить рост уличной преступности. Критики законопроекта полагают, что дружинники будут участвовать в разгоне уличных акций протеста и нанесут своей деятельностью невольный ущерб авторитету правоохранительных органов.



Любовь Чижова: Руководитель движение "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина уверена, что в новые дружины войдут люди агрессивные и не слишком-то просвещенные в правовых вопросах. Она вспоминает, что в 2000 году в Москве были такие дружинники и их действия никак не укладывались в юридические рамки.



Светлана Ганнушкина: Народные дружины появились не сегодня. В Москве была народная дружина. В частности уже в российское время, в 2000 году. у меня даже было некоторое столкновение с народным дружинником, который пытался продавца гелевых ручек за шкирку буквально тащить в свое бюро, в свой комитет. Я это дело остановила. Потом от московских властей потребовала, чтобы мне прислали документы, на основании которых действовал этот дружинник. Мне ответили, что он действовал в соответствии с московским законом о народной дружине. Мы отправили эти документы в Минюст, и Минюст признал их незаконными. Таким образом, с народной дружиной по нашей инициативе, по моей тогдашней инициативе было покончено, в Москве больше этих молодых людей я не видела.


Я отношусь к этому отрицательно. Я считаю, что и народные дружины, которые были предложены, какие-то православные народные дружины, и какие бы то ни было иные народные дружины не должны выходить за рамки обычной ответственности граждан за то, что происходит в их городе. Никакой особой формы, как я читала, особого удостоверения, особых прав они иметь не должны, у нас есть правоохранительные органы. И содействие правоохранительным органам в тех случаях, когда мы видим, что происходят какие-то нарушения закона, происходить что-то криминальное, должны оказывать любые граждане, которые заинтересованы в порядке в своем городе.


Почему это происходит сейчас? Боюсь, что таково направление мышления сегодняшней власти. Боюсь, что это один из способов держать в порядке с помощью определенных псевдообщественных структур, держать не то, что в порядке, а держать в повиновении недовольную часть общества, а она будет, я думаю, увеличиваться. Поэтому я не вижу ничего удивительного в том, что это происходит сегодня.



Любовь Чижова: Кто пойдет в народные дружинники?



Светлана Ганнушкина: С одной стороны, пойдут те же, кто идут в такие организации, как всякие "Наши" и так далее, сервильные и, еще раз скажу, псевдообщественные структуры. С другой стороны, это будут немножко иные люди в том плане, что это будут люди агрессивные. Это будет способ реализовать свою собственную, личную агрессию. В этом смысле это очень опасно.



Любовь Чижова: В проекте закона об участии граждан в охране общественного порядка подчеркивается, что дружина - это не общественная организация, поэтому дружинникам, помимо прочего, будет дано право участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка, проводимых органами внутренних дел. Финансировать дружины будут местные власти. Если законопроект будет принят, помогать милиции станут православные, они уже создают свои дружины, казачьи войска и все желающие. Официальная версия появления дружин - рост уличной преступности. По данным МВД, за последние 5 лет она увеличилась на 10-15 процентов. Неофициальная - власть готовится к массовым акциям протеста.


Лидер движения "За права человека" Лев Пономарев.



Лев Пономарев: В западных демократических странах тоже есть институт, похожий на народные дружины. Так вот на Западе народные дружины создаются снизу, они создаются местным самоуправлением - и это есть элемент гражданского общества. У нас государство, крайне озабоченное, что в момент кризиса люди начинают выходить на улицы и такие примеры уже есть, такая митинговая активность в России увеличивается, понимая, что милиция не справляется с этим или, наоборот, силовики, которые представляют милицию в Государственной Думе, говорят, а почему мы крайние, давайте мы это все переложим, эту работу по разгону митингующих на плечи самого населения.



Любовь Чижова: Как вы думаете, кто пойдет в народные дружинники?



Лев Пономарев: Православные уже сказали, что они готовы православные народные дружины создавать. Причем, что любопытно, что эти православные не сказали, что мы, как говорится, по Евангелию будем действовать, одну щеку подставим, другую. Они сказали: нет, ребята, не думайте, мы с кулаками, у нас есть спецназовцы. То есть православные сказали, что у нас есть крепкие парни, которые готовы быть дружинниками. Ничего хорошего от таких инициатив ждать не приходиться. Бесспорно, функции милиции, такие самые неприглядные, по разгону мирных акций, хотят перенести на плечи этих дружинников. С одной стороны, люди найдутся, которые готовы это делать. С другой стороны, я бы на месте Государственной Думы и силовиков там губы особо не раскатывал, потому что стравить население не так просто. Я надеюсь, что созданные народные дружины под эту задачу, как говорится, именно под эту задачу, скажут, да пошли вы все подальше. То есть народные дружины не будут заниматься разгоном акций.



Любовь Чижова: А эксперт центра "Панорама" Владимир Прибыловский уверен, что ряды дружинников будут расти и крепнуть.



Владимир Прибыловский: С большим сомнением я к этой затее отношусь, ничего хорошего это не принесет. Это будет никакая не народная дружина. Либо это тех же милиционеров будут заставлять в штатском ходить, или в народные дружины пойдут те же гопники, или гопники идеологизированные, типа скинхедов. Запрос на борьбу с преступностью, в том числе с уличной преступностью, в обществе существует. Что-то нужно делать или хотя бы делать вид, что делается. Власть должна как-то реагировать, показывать, что она действует. Власть должна как-то реагировать, показывать, что она действует. Причем надо признать, что в обществе идея создания народных дружин, в общем-то, популярна. В советское время в некоторых случаях, когда созданием таких народных дружин руководили энтузиасты, иногда это давало некоторый эффект.



Любовь Чижова: Критики законопроекта об участии граждан в охране общественного порядка считают, что создание дружин лишь усложнит криминогенную ситуацию на российских улицах. Если представить, как казачьи войска и православные дружинники будут помогать милиции разгонять акцию против роста цен, поверить в это нетрудно.


Лидер молодежного движения "Авангард красной молодежи" Сергей Удальцов - один из активнейших участников уличных акций протеста. Появления дружинников ожидает с любопытством - возможно, у членов АКМ будут с ними серьезные стычки.



Сергей Удальцов: Конечно, настораживает, что инициатива проявляется именно в начале года, когда все прогнозы говорят о росте социальной напряженности в связи с кризисом, с увольнениями. То есть, безусловно, сама по себе инициатива, в общем-то, не так плоха, но я боюсь, что с использованием административного ресурса это превратится в некое подобие карательных органов, которые будут просто реализовывать отслеживание и противодействие людям социально активным, инакомыслящим. Боюсь, что действительно такая угроза есть.



Любовь Чижова: Экспертов настораживает, что дружинникам, в случае принятия закона, будут выдавать специальные удостоверения, форму и снаряжение. Светлана Ганнушкина считает, что добровольные помощники милиции будут напоминать членов штурмовых бригад СС. В том, что их деятельность снизит уровень преступности, правозащитница сомневается.