Андрей Илларионов: «Агрессия российской власти впервые выплеснулась вовне»

Конфликт России и Грузии в августе 2008-го стал самым важным событием нескольких десятилетий, считает Илларионов

Президент фонда Институт экономического анализа, старший научный сотрудник института Катона, в прошлом советник президента России Андрей Илларионов считает показательными событиями 2008 года российско-грузинскую войну и газовый конфликт с Украиной. По его словам, агрессия нынешней российской власти, от которой раньше страдали в основном сами граждане страны, впервые так мощно выплеснулась вовне, реализовалась в войне с соседним государством.


Впервые с конца 30-х – начала 40-х годов в Европе, когда этим занимались Сталин и Гитлер, фактически осуществлено изменение государственных границ.


По мнению Андрея Илларионова, и «газовая война» России с Украиной носит явный политический характер.


О перспективах 2009 года Андрей Илларионов рассказал в программе «Время политики».


- Наступивший 2009 год, очевидно, станет годом кризиса.


- То есть вы хотите сказать, что худшее еще не произошло?
- Я не знаю, что является худшим, но что касается падения объемов промышленного производства и в целом экономической активности - это нам предстоит пережить в 2009 году.


- Вы говорили в других средствах массовой информации, что действия российских властей были направлены не на выход из кризиса, а на его усугубление. Что это за действия и можно ли их прекратить?
- Это действия властей по распределению государственных средств среди узкого круга компаний, руководство которых, собственник и менеджмент которых близки непосредственно к российским властям. Иными словами, вместо того, чтобы организовывать выход всей экономики из кризиса, власти использовали свое практически авторитарное, монопольное положение для того, чтобы перераспределять средства, заработанные эффективными собственниками и предпринимателями, теми, кто создает добавленную стоимость, в пользу тех, кто ее не создает.


- В России авторитарный режим. В Китае тоже. Тем не менее, ощущение, что в России кризис может пройти гораздо больнее, если не изменится политическая система. Почему для России политический фактор более важен, чем, например, для Китая?
- При всех претензиях, которые можно и нужно предъявить китайскому авторитарному политическому режиму, надо отдать ему должное в том, что он создает и довольно серьезно работает по созданию правового режима в части, не касающейся непосредственно политической деятельности. В китайской истории последних нескольких десятилетий невозможно назвать какую-либо историю, которая была бы сопоставима либо с историей с «Мечелом», либо с ЮКОСом в России, либо с ТНК-ВР, либо с «Shell» на Сахалине.


- В период «тандемократии» изменилась концепция отношения власти к так называемому постсоветскому пространству? Агрессивность на него выплескиваться будет больше?
- Об этом власти заявляли публично и неоднократно. Во многих своих речах господин Медведев говорит о «привилегированных районах», «привилегированных странах», «привилегированных территориях», где у России есть «привилегированные интересы». И неслучайно весь окружающий мир сильно напрягся, услышав эти слова, и хотел понять от господина Медведева и от российских официальных лиц, что именно они имеют в виду, говоря о привилегированных интересах. Собственно говоря, ответ не замедлил себя ждать в виде российско-грузинской войны и в виде нынешней российско-украинской войны.
Давайте посмотрим, какие предложения высказывались российской стороной относительно цен [на газ] для Украины – 250 долларов за тысячу кубических метров, затем 418, затем 450, затем 470. Когда в процессе переговоров происходит ценовая эскалация - это признак политизации, желания не достичь соглашения, а добиться несогласия по этим вопросам. Мы видим, насколько различаются цены для разных стран, для разных регионов - от 110 долларов за тысячу кубов для Белоруссии до 250-270 долларов для Украины. Это пример ценовой дискриминации для регионов и территорий, находящихся примерно в одной ситуации. И наличие такой дискриминации опять-таки является признаком политизации.
Основные тенденции, проявившиеся в 2008 году, сохранятся в 2009. Главной с точки зрения внутри- и внешнеполитической жизни страны является тенденция агрессии.
До 2005 года, частично 2006 года агрессия российских властей была обращена прежде всего против собственного населения, внутри страны. С 2006 года, с начала первой российско-украинской газовой войны эта агрессия стала выливаться за пределы страны, хотя, конечно, мы помним активное участие российских властей в «оранжевой революции» 2004 года. Тем не менее, активное, спланированное, осуществлявшееся по всем правилам ведение боевых операций началось с 2006 года. В последние полтора года они приняли характер совершенно постоянных устойчивых действий.


Срочное изменение законодательства о государственной измене и выведение из-под юрисдикции суда присяжных ряда статей уголовного кодекса о государственных преступлениях наводит Андрея Илларионова на мысль, что установившийся в России жесткий авторитарный режим может в условиях кризиса начать репрессии против оппозиции.


Полностью интервью с Андреем Илларионовым вы можете послушать на сайте Радио Свобода.