«Великая десятка Грузии» потеряла Сталина

В топ-50 великих грузин по версии «Великой десятки» Иосиф Джугашвили уже не попадает

Проект «Великая десятка», начавшийся на первом канале грузинского ТВ почти одновременно с аналогичным российским («Имя Россия»), уже стал одним из самых успешных в истории телевидения страны. Как и его зарубежные аналоги, он сопровождается громкими скандалами и нешуточным накалом страстей.


Вести еженедельные передачи пригласили одну из самых популярных телеведущих, Эку Хоперия, которая исчезла с экранов сразу после разгрома властями независимой телекомпании «Имеди» осенью 2007 года.


В интервью РС госпожа Хоперия отметила, что проект не имеет отношения к политике и наоборот, помогает как то сглаживать противоречия в обществе. «Это единственный проект, где друг против друга сидят оппозиция и проправительственные партии. Все абсолютно с большим энтузиазмом согласились с нами и готовы участвовать в этом проекте. Все понимают, что это, конечно, познавательный проект». Правда, в этом с ведущей согласны далеко не все. Так, обозреватель РС в Грузии Юрий Вачнадзе уверен, что проект выглядит чрезмерно политизированным, а общественное телевидение в данном случае играет роль рупора власти. С этим, по его мнению, связана яркая антироссийская направленность программы.


«В число выдающихся людей не попал великий грузинский поэт Николос Бараташвили, — приводит пример Вачнадзе. — В наследии Бараташвили важное место занимает поэма «Судьба Грузии», в центре которой образ царя Ираклия Второго. Речь идет о том, было ли благом присоединение Грузии к России. Если в поэме не содержалось однозначного ответа, то в стихотворении "Могила царя Ираклия" ответ был дан: присоединение помогло сохранить страну. Сейчас это совершенно неприемлемо для идеологии, торжествующей в стране. По этой же причине не попал в список сам царь Ираклий Второй. Не попал в список великий Мераб Мамардашвили, только из-за фразы "Если народ выберете Гамсахурдиа, я пойду против моего народа"».


Число номинантов уже сократилось до 50 человек, говорит Эка Хоперия, однако возникла проблема с Грузинской Православной Церковью. Патриархия потребовала изъять из списка номинантов грузинских святых, включая царя Давида Строителя, царицу Тамар и народного просветителя Илью Чавчавадзе: по мнению церкви, все святые равны, и устраивать среди них конкуренцию неэтично.


Однако авторы проекта считают, что если изъять из списка всех грузин, причисленных к лику святых, то проект станет менее интересным и популярным. В данный момент идут сложные переговоры с патриархией ГПЦ.


Вторая проблема связана с претензиями семьи бывшего президента Грузии Звиада Гамсахурдиа, провозгласившего независимость страны. Свергнутый в январе 1992 года, он погиб во время гражданской войны. Семья экс-президента (в частности, его вдова, Манана Арчвадзе–Гамсахурдиа) обвинила инициаторов проекта в необъективности и потребовала изъять имя супруга из списка.


Некоторые утверждают, что семья первого президента просто не уверена, что Звиад Гамсахурдиа победит в конкурсе, хотя он и фигурирует в первой десятке.


Однако самый большой скандал всё-таки связан с именем Иосифа Джугашвили. По результатам голосования Сталин не попал в список 50 величайших грузин, что вызвало возмущение его поклонников во главе с профессором Григолом Ониани. Когда фигура Сталина обсуждалась в эфире, профессор Ониани пришел в студию с картами Грузинской ССР времён Сталина и картой нынешних фактических границ Грузии, без Абхазии и Южной Осетии, пытаясь продемонстрировать, сколько Грузия потеряла после Сталина. Автор проекта «Великая десятка» Дачи Грдзелишвили так прокомментировал в интервью РС неожиданное аутсайдерство Иосифа Джугашвили: «Люди просто не считают его грузинским деятелям. Хотя, конечно, он очень популярен. Когда проводились первые этапы, Сталин был на 20-м месте. Потом на 30-м, 39-м, затем 25-м и, наконец, 52-м».


Господин Грдзелишвили отверг обвинения Григола Ониани в подтасовке результатов. «Не знаю, как это можно сделать, мы ведь не пишем от руки эти голоса, процесс автоматизирован, — сказал он. — Как менеджер и продюсер этого проекта, я скажу, что для меня было бы очень интересно, если бы Сталин попал в 50. Передачи и дискуссии на эту тему были бы гораздо интереснее».


По мнению наблюдателей, фиаско, которое потерпел Сталин в грузинском варианте проекта, с учетом технологии проведения конкурса вполне естественно. С помощью интернета и SMS голосует в основном молодежь, которая не питает особого пиетета к грозному диктатору. Поколение, которое после доклада Никиты Хрущева на 20-м съезде выходило на улицы Тбилиси, чтобы защитить честь «величайшего из грузин, когда-либо живших на земле», постепенно уходит из жизни.


Сейчас в проекте лидируют Шота Руставели, Илья Чавчавадзе и, в определенной мере с подачи Михаила Саакашвили, который везде его упоминает, царь Давид Строитель, который объединил Грузию, говорит Юрий Вачнадзе.