Лондонской «вечерке» угрожает русский стандарт

Популярнейшую газету почти погубили бесплатные таблоиды

Пресс-секретарь российского бизнесмена Александра Лебедева сообщил в четверг вечером, что сообщения западных СМИ о покупке им английской газеты Evening Standard некорректны. Представитель г-на Лебедева заявил, что предприниматель пытался купить другую газету – Times– но владелец издания Руперт Мердок ему в этом отказал. В то же время корреспондент Радио Свобода в Лондоне, ссылаясь на представителя издающей Evening Standard издательской группы Daily Mail & General Trust, сообщает, что переговоры о сделке идут, но пока не завершены.


Evening Standard известна в Британии как газета с многолетними традициями, однако финансовые дела у нее сегодня не так хороши как в прежние годы. Англичанами это издание воспринимается как неотъемлемая часть британской столицы. Сама газета позиционирует себя как голос Лондона. Это самая популярная лондонская газета, возможно, не самая серьезная. Ее можно назвать «полутаблоидом» - словом, типичная городская «вечерка». Evening Standard отличается тем, что она всегда хорошо информирована и, главное, актуальна. Новости в ней появляются быстрее, чем в любой другой более серьезной газете.


Несмотря на «вечернее» название, до недавнего времени Evening Standard выходила тремя тиражами в день: утренним, вечерним и дневным. И лишь совсем недавно, испытывая финансовые трудности, она перешла на два выпуска. Сейчас общий тираж газеты, которую собирается купить Лебедев, примерно 300 тысяч экземпляров.


Газета увидела свет в 1827 году под названием Standard. Ее основал бизнесмен Чарльз Болдуин. Ее первым главным редактором был знаменитый в то время журналист Стенли Лис Джиффорд: его бюст установлен ныне в вестибюле редакционного офиса. С середины 20-х до конца 70-х годов прошлого века издание принадлежало известному газетному магнату лорду Бивербруку. С 1980 года ее владелец - лорд Ротермир, сейчас он - председатель совета директоров Evening Standard и владелец издательского дома Daily Mail & General Trust, которому газета официально принадлежит. Что касается политической направленности Evening Standard, то у нее репутация проконсервативной газеты: она поддерживает партию тори. Ее поддержкой во время выборов лондонского мэра пользовался Борис Джонсон, кандидат от консервативной партии.


Нынешние финансовые трудности газеты во многом вызваны конкуренцией двух таблоидов, выпуск которых начался полтора года назад: London Lite и London Paper, их бесплатно раздают на улицах британской столицы и в транспорте. London Paper, кстати, издает корпорация Руперта Мердока. Тиражи Evening Standard начали быстро падать. В период экономического кризиса значительно сократился и приток рекламы в газету. Это также повлияло на финансовое состояние издания, и именно поэтому возникла идея поиска нового владельца, который способен инвестировать в газету значительный капитал и повысить ее рентабельность.


В лондонской журналистской среде уже появились опасения, что продажа Evening Standard г-ну Лебедеву может нанести ущерб институту независимой британской прессы. По мнению политического редактора лондонской Times Майкла Биньона, дело не в том что Лебедев – иностранец (владелец Times Руперт Мердок тоже не является гражданином Великобритании). Журналистов даже не волнует, что Лебедев – бывший сотрудник КГБ. Их беспокоит то, что газету хочет купить именно гражданин Российской Федерации, который, как они говорят, может оказаться агентом Кремля или «Газпрома», и это может повлиять на политическое направление газеты в условиях прохладных отношений между Москвой и Лондоном.


Впрочем, в Британии сделку по покупке газеты должен еще одобрить Office of Communications - независимая, но субсидируемая правительством организация, которая следит за деятельностью прессы и за соответствием ее британским законам. Туда обычно поступают жалобы на диффамацию и другие черные технологии, в рамках которых нередко используют печатные издания. Ofcom наделен также функциями антимонопольного ведомства, и он следит за тем, чтобы несколько СМИ не были сосредоточены в одних руках.