Первые недели председательства Чехии в Евросоюзе оказались ознаменованы скандалом — вокруг инсталляции «Энтропа», которую Чехия заказала художнику Давиду Черны. Некоторые посетители здания Евросовета не выдержали силы искусства.
В Брюсселе, столице Европейского Союза, открылся художественный проект — выставка под названием Entropa: Stereotypes are Barriers to be Demolished — «Энтропа: разрушить стереотипы и барьеры». Entropa — инициатива одного из лидеров современного европейского концептуального искусства, пражского художника Давида Черны [David Černý]. Его идея была поддержана Чехией, страной, которая с 1 января возглавляет Европейский Союз.
Каждая страна-председатель традиционно размещает свою исталляцию в здании Евросовета, здании имени Юстуса Липсиуса на площади Шумана в Брюсселе, но до сих пор большинство из этих инсталляций были не больше, чем малозаметными украшениями бюрократических будней. Кто бы мог предположить, что декоративное панно в холле может привести к дипломатическому скандалу? Это предвидел лишь один человек — чешский художник-концептуалист Давид Черны, в свое время арестованный на родине за то, что раскрасил в розовый цвет советский танк.
Чтобы напомнить заседающим в Брюсселе европолитикам о том, что Европа — это до сих пор скорее разрозненный детский паззл, чем единая картина маслом, Черны придумал вывесить в здании Совета Европейского Союза гигантское панно из 27 деталей. Панно представляет собой карту Европы, однако все страны расположились не на своих привычных местах, а вперемешку. Черны подписал с чешским правительством контракт, согласно которому ему предстояло нанять 26 коллег по цеху из всех остальных стран Евросоюза, чтобы каждый из них изобразил на своей детали паззла основной стереотип о своей родине. Проект озаглавили «Entropa» — слияние слов «энтропия» и «Европа». В четверг 15 января должно было состояться торжественное открытие «Энтропы». К тому времени панно уже провисело в вестибюле Евросовета пару дней, а чешский пресс-офис распространил брошюру с описанием всех составных частей панно. Посетители успели рассмотреть, что карта Дании, якобы плод творения датского участника Ларса Кристьянсена, составлена из кубиков Lego, что Финляндия выглядит как досчатый пол в сауне, Швеция запакована в коробку из магазина IKEA, Нидерланды затопило, и из-под морских волн выглядывают только минареты, Германия состоит из одних асфальтовых автобанов, поперек Франции висит плакат «Забастовка», а в крохотный Люксембург воткнута шпилька со словами «Продается». На литовской территории памятники советских времен изображают брюссельского писающего мальчика, а Болгария выполнена в виде казенного н апольного унитаза , какие некоторые из нас еще помнят по пролетарскому детству. В брошюре приведено объяснение за подписью некой болгарской художницы Елены Желебовой: «Это возможность справиться с фальшивым патриотизмом и найти облегчение от материальной и духовной нищеты». Вот что сказали посетители здания в интервью бельгийскому телевидению:
Кристине Гребер, сотрудница немецкой миссии в Брюсселе : — Германия не совсем получилась. Посмотрите, все серое на сером, одни автомобили! А у кого совсем больное воображение, тот может в этом сплетении автодорог и свастику рассмотреть. Надеюсь, это не было замыслом художника.
Бетина Йотева, пресс-атташе болгарского посольства в Бельгии : — Во-первых, это уродство какое-то, вы посмотрите! А во-вторых, это прямое оскорбление болгарской нации, чистое оскорбление национального достоинства болгар.
Еще более провокативным оказался проект, якобы, польского художника Лешека Хиршенбергера, который поставил на карту Польши нескольких католических священников, поднимающих радужный флаг однополой любви — в христоматийных позах с фотографии американских солдат на Иводзиме. Но больше всех озадачила зрителей Великобритания — вместо нее на карте пустое место, иными словами, эта страна на карте объединенной Европы отсуствует. Британские журналисты отправились на поиски обозначенного в брошюре автора концептуального пустого места, художника Халида Асади. Тщетно. Этого человека не существует, как не существует и остальных заявленных участников проекта. Во вторник вечером Давид Черны признался, что все детали паззла он придумал и сделал сам.
Чешский вице-премьер Александр Вондра заявил, что он шокирован признанием Давида Черны. Между тем, посол Чехии в Софии был вызван на ковер в болгарский МИД. В среду Вондра принес Болгарии официальные извинения и обещал убрать болгарскую деталь с экспозиции, если София будет на этом настаивать. Скорее всего, так и произойдет, ведь Болгария уже обратилась с официальной жалобой на имя Хавьера Соланы, верховного представителя ЕС по внешней политике. Вице-премьер Чехии подчеркнул, однако, что целиком панно разбирать никто не собирается — тем более, что остальные страны восприняли акцию Давида Черны с юмором. На церемонии открытия панно «Энтропа» в четверг Давид Черны сказал: «Нам очень жаль, если мы нанесли оскорбление какой-либо нации. В наши планы не входило никого обидеть. Я бы также хотел извиниться перед своим правительством, особенно лично перед Александром Вондрой, Карелом Шварценбергом и господином Миреком Тополанеком, которых я сознательно ввел в заблуждение. Я надеюсь, что смеясь над всеми, мы таким образом смеемся и над собой. Так что это не оскорбление, иначе это было бы оскорблением самих себя».
Черны сравнивает себя с автором «Бората» Сашей Бароном Коэном и создателями Монти Пайтона, их юмор тоже оказался по зубам не всем. О том, почему он избрал именно эти стереотипы для каждой страны, Черны ловко умалчивает. Когда один из французских журналистов на ломаном английском поинтересовался, правильно ли он разглядел свастику на карте Германии, Черны ответил: «Извините, я не понимаю вопроса». В это время на карте Чехии за его спиной вспыхивали одна за другой цитаты из Вацлава Клауса, например: «ЕС станет постдемократическим».
Давид Черны также предложил вернуть гонорар, который получил за выполнение заказа чешского правительства. «Конечно, мы знали, что тайное станет явным. Но перед этим нам было интересно проверить, сможет ли Европа посмеяться на самой собой», — сказал Черны.