Социологи: экономический кризис отвлек россиян от патриотизма

Экономические проблемы заставляют россиян выходить на улицу

15 января в Москве прошла XI ежегодная конференция «Общественное мнение: события и тенденции 2008 года», организованная Аналитическим центром Юрия Левады.

Ведущие сотрудники Левада-центра обсудили с коллегами, как отражаются в общественном мнении самые острые для России проблемы минувшего года, прежде всего – война на Кавказе и экономический кризис.

В разговоре приняли участие сотрудники центра Лев Гудков, Борис Дубин, Алексей Левинсон, Марина Красильникова, Наталья Зоркая, другие социологи.

Выступление директора Московского Центра Карнеги Дмитрия Тренина было посвящено теме «Россия и мир». Он считает, что 2008 год – это год, когда Россия впервые за 30 вышла со своими вооруженными силами за границы государства: «Это была первая война, которую Россия вела за рубежом, после афганской войны. Что касается направления, тренда во внешней политике, то главным трендом, на мой взгляд, является прогрессирующая изоляция России во внешнем мире. На мой взгляд, это очень серьезные негативные тенденции, которые в значительной степени подрывают надежды на модернизацию страны».

Социолог Борис Дубин также отметил особую роль российско-грузинского конфликта для российского общества. По его мнению, этот конфликт очень ярко выявил основные тенденции развития российского общественного мнения - 75-80 процентов населения очень быстро приняли официальную точку зрения на события, и лишь очень незначительная часть людей с ней не согласилась. Борис Дубин объяснил это так: «Это очень высокий продемонстрированный уровень согласия большей части населения и готовности принимать то, что ему скажет власть. Второй момент, что на самом деле, конечно, речь идет не о войне Осетии, с одной стороны, и Грузии с другой и даже не об участии России в этих локальных событиях, а речь идет о глобальном противостоянии: на той стороне – Америка, на этой стороны – мы».

Экономический кризис – еще одна центральная тема конференции социологов. Многие эксперты согласились, что именно благодаря экономическому кризису начало ослабевать то единение в российском обществе, которое стало особенно заметно во время российско-грузинского конфликта.

Директор Левада-центра Лев Гудков подтверждает, что действительно в хронологической зависимости от этих событий был зафиксирован и пик поддержки массовой режиму, и начало перелома утраты доверия к нему и падения популярности нынешней власти: «Мы зафиксировали пик популярности, организованного консенсуса общественного мнения, который достигнут был к марту-маю, когда продолжался рост доходов населения, население было настроено чрезвычайно оптимистично.

Следующий пик поддержки – это был кавказский конфликт. А дальше началось резкое падение популярности. Оно не носит еще катастрофический характер, но население встревожено и высказало довольно сильные сомнения в том, что правительство сумеет найти способы решения и справиться с кризисом. И власть оказалась как бы в ловушке собственной технологии господства. Она настолько много сил затратила на то, чтобы удалить из общественного поля всякие авторитетные фигуры, все институты, которым население могло доверять, что осталась один на один с собственной пропагандой».