В Москве и Петербурге вспомнят Станислава Маркелова и Анастасию Бабурову

Адвокат семьи Кунгаевых и журналистка были расстреляны в центре Москвы в понедельник днем

Во вторник на улице Пречистенка в центре Москвы пройдет акция памяти адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, застреленных накануне. Это не митинг, говорит один из ее организаторов Лев Пономарев, поэтому санкцию на него не запрашивали — люди придут на место трагедии, чтобы возложить цветы. Также предполагается встреча памяти в Петербурге, сообщает сайт «Санкт-Петербург.ру».


Убийство произошло в понедельник днем сразу после пресс-конференции Маркелова, посвященной недавнему условно-досрочному освобождению бывшего полковника Юрия Буданова, осужденного в 2003 году за убийство чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. Суд удовлетворил ходатайство бывшего полковника об условно-досрочном освобождении 24 декабря, и 15 января он вышел на свободу. По мнению Маркелова, представлявшего интересы семьи Кунгаевых, это было абсолютно противозаконно. В отведенные законом сроки он направил в суд кассационную жалобу, которая была возвращена на прошлой неделе со ссылкой на то, что потерпевшие и их представители не могут оспаривать такие документы.


По факту гибели адвоката и журналистки возбуждено уголовное дело по статье «Убийство». «Мы рассматриваем все возможные версии, но основная — связанная с работой убитых», — заявил в понедельник руководитель Следственного управления СКП РФ по Москве Анатолий Багмет «Интерфаксу». Относительно предположений о возможной причастности к преступлению радикальных националистических группировок Багмет сказал: «Мы работаем по всем направлениям и готовы проверить любую информацию, которой располагают граждане».



Лев Пономарев
Представители семьи Кунгаевых сообщили, что в конце прошлой недели Маркелов говорил им о том, что ему угрожают физической расправой. Лидер движения «За права человека» Лев Пономарев подтвердил в прямом эфире Радио Свобода, что Станислав рассказывал ему об угрозах в свой адрес. «Причем я точно помню, что у меня было ощущение, что есть угроза его жизни, — говорит правозащитник. — Не первый раз ему угрожали. Он уже подвергался нападению, лет пять назад его избили в метро и отобрали портфель [с документами по одному из дел — РС]. Надо сказать, что он был очень острый адвокат. Во-первых, он занимался не только делом Буданова, но и другими чеченскими делами, регулярно выезжал в Грозный и защищал людей, которые пострадали от чеченских войн. Кроме того, он защищал антифашистов. На сайтах русских нацистов висели угрозы его жизни».

У правозащитных организаций, с которыми много сотрудничал Маркелов — «Мемориала», движения «За права человека», Хельсинкской группы, — нет полномочий заниматься собственным расследованием, однако все они готовы помогать следствию, говорит Пономарев, требовать его тщательного проведения и, в конце концов, разоблачения заказчиков.


Адвокат Михаил Барщевский полагает, что расследование убийства Станислава Маркелова сопоставимо по резонансу с расследованием убийства журналистки Анны Политковской. «У нас в последние годы низко упал престиж адвокатуры, — говорит адвокат. — Тому есть много причин. Одна из них, как мне кажется, недостаточное уважение к адвокатской профессии со стороны государства. Испокон веков адвокат был фигурой неприкасаемой, как врач, следователь и последние лет сто журналист, потому что эти люди просто выполняют свой профессиональный долг. Я считаю, что убийство адвоката Маркелова — это, понимали это организаторы убийства или не понимали, очень серьезная антироссийская провокация, и по резонансности это дело будет созвучно делу Ани Политковской. При всем том, что совершенно разные фигуры, разные сферы деятельности, но, тем не менее, резонанс будет, мне кажется, сопоставимый».


Политик Ирина Хакамада в интервью Радио Свобода сказала: «Преступление носит откровенно наглый заказной характер. Ясно, что его целью было расшатывание ситуации вообще, не только вокруг Буданова. Любой кризис, будь он экономический, социальный, политический, финансовый, энергетический, всегда поднимает со дна силы, которые пользуются этой ситуацией в своих целях. Дело Буданова и без того скандально по своей сути: на фоне не отпущенной по УДО Светланы Бахминой, матери троих детей, не убившей никого, Буданова быстренько освобождают за хорошее поведение… А заказное убийство сразу же после его скандального освобождения, конечно, носит очень политический характер. Это то, что называется «беспредел». Дальше – некуда». По мнению Ирины Хакамады, не слишком вероятно, что таким образом Станиславу Маркелову отомстили сторонники Буданова за попытки адвоката вернуть того за решетку. Слишком уж прямолинейна такая версия. Хакамада высказала предположение, что, возможно, это изощренная провокация: кто-то хочет представить Буданова «еще большим убийцей» - и попытаться вновь раздуть конфликт между русскими и чеченцами, спровоцировать новый всплеск радикального национализма в России. Как и Барщевский, Хакамада считает: по своему провокационному потенциалу убийство Маркелова сходно с убийством Политковской.

Лидер российской демократической партии «Яблоко» Сергей Митрохин в прямом эфире Радио Свобода заявил: «Первая реакция на это преступление – возмущение по поводу недееспособности нашей власти, которая не может обеспечить безопасность адвокатов. Я отдаю дань мужеству этого человека, который, конечно, знал, на что идет, поскольку получал угрозы в свой адрес. К сожалению, у нас нет сегодня такого государственного механизма, который бы защищал адвокатов, журналистов, общественных деятелей от заказных убийств». Лидер «Яблока» убежден, что убийство Станислава Маркелова – политическое и для власти дело чести организовать его тщательное расследование, как можно быстрее найти исполнителей и заказчиков, привлечь их к ответственности. Митрохин подчеркивает, что должны быть проанализированы все дела, которые вел Маркелов, потому что во многих затрагивались серьезные интересы высокопоставленных лиц. Он также не исключает, что убийство адвоката – провокация, цель которой, выставив виновным Буданова и его сторонников, накалить обстановку. В любом случае, уверен собеседник РС, если бы правоохранительная система не пошла на скандальное освобождение Буданова, Станислав Маркелов был бы сейчас жив.