В Вашингтоне приведен к присяге 44-й президент США Барак Обама. На инаугурации присутствовали, по некоторым оценкам, до 2 миллионов гостей. В столице США были усилены меры безопасности. Улицы, небо над Вашингтоном и акваторию Потомака патрулировали тысячи полицейских и национальная гвардия.
Барак Обама с супругой Мишел выехали из отеля и посетили традиционную прединаугурационную службу в вашингтонской епископальной церкви Сент-Джонс. В этой церкви, находящейся рядом с Белым Домом, за ними закреплено специальное место. Затем началась постепенная процедура передачи власти. Она не то чтобы формальная, но традиционная. Американцы гордятся тем, что президентская власть передается мирным путем. Чета Обамы подъехала минут 10 назад к Белому Дому, на ступенях которого их уже ждали Джордж и Лора Буш. Ранее туда прибыли избранный вице-президент Джо Байден с супругой Джилл. Эти три пары провели некоторое время в Белом Доме, где беседовали за чашкой кофе. Это тоже многолетняя инаугурационная традиция.
Еще одна традиция: Джордж Буш оставил для Барака Обамы записку в верхнем ящике своего письменного стола в Овальном кабинете. По информации пресс-секретаря Белого Дома Даны Перино, в записке содержится пожелание Буша Обаме открыть новую великолепную главу в истории Соединенных Штатов.
Собственно присяга Барака Обамы была произнесена ровно в полдень. По традиции президента приводит к присяге председатель Верховного суда. Текст присяги состоит всего из 35 слов. Американские политические комментаторы считают, что эти 35 слов изменят курс страны, да и в известной степени ситуацию в мире. Наблюдатели отмечают также, что это первая смена администрации после террористических нападений на Соединенные Штаты 11 сентября 2001 года. Сразу же после принятия присяги Обама обратится к стране со своей первой президентской речью.
Для тех, кто не смог попасть на инаугурацию президента, в некоторых церквах и отелях организован легкий завтрак и возможность следить за событиями на гигантских телеэкране. Кстати, такие экраны (просто гигантские) развешаны по всей длине вашингтонского Молла. Таким образом, люди имеют возможность, находясь в сотнях метрах от места предстоящей церемонии, отчетливо видеть все, что там происходи.
Тени великих как пример для подражания
Символы, которыми окружил себя Барак Обама в дни перед приходом к власти, ясно дают понять, что его главным политическим ориентиром является 16-й президент Америки Авраам Линкольн, бывший главой государства с 1861 по 1865 годы. В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Авраама Линкольна.
Политические выгоды от сравнения с Авраамом Линкольном для первого темнокожего президента США Барака Обамы очевидны. Во время правления Линкольна в Америке было отменено рабство, усилилась исполнительная власть. Линкольн считается человеком, благодаря политике которого была одержана победа над Конфедерацией в Гражданской войне и сохранено единство американской нации.
Сегодня Барак Обама, который, как и Линкольн, перед избранием главой государства был законодателем в Иллинойсе, приносит присягу, положив руку на Библию, принадлежавшую Линкольну. Впрочем, какую бы важную роль не играли символы, окружающие инаугурацию, содержание инаугурационной речи нового президента несравненно важнее. С этой точки зрения, сегодняшняя речь Обамы будет многократно сравниваться с речью Франклина Рузвельта, произнесенной в тот момент, когда в стране свирепствовала Великая Депрессия. Также часто, как с Великой Депрессией сравнивается нынешний экономический кризис.
«Этот день национального посвящения, - говорил тогда Рузвельт. - Я уверен, мои дорогие соотечественники-американцы ждут, что, вступая в должность президента, я обращусь к ним с прямотой и решимостью, как того требует нынешнее положение нашей страны. Сейчас самое время говорить правду, всю правду открыто и смело. И нам нет нужды уклоняться от честного взгляда на сегодняшнюю ситуацию в нашей стране. Эта великая страна выстоит, как бывало и прежде, возродится и расцветет. Поэтому первым делом разрешите мне высказать твердое убеждение, что единственное, чего нам следует бояться - это страха, отчаянного, безрассудного, неоправданного ужаса, который парализует усилия, необходимые для превращения отступления в наступление».
В разгар тяжелого экономического кризиса, правда, все-таки не такого острого, как Великая Депрессия, вступал в президентскую должность в 1981 году Рональд Рейган, сказавший знаменитую фразу: «Правительство - не решение проблемы, правительство - само проблема». Впрочем, заявления Барака Обамы говорят о том, что с тезисом Рейгана о правительстве он вряд ли согласен, и его экономическая политика будет скорее напоминать «новый курс», провозглашенный Франклином Рузвельтом.
И еще одна историческая параллель - речь Джона Кеннеди, говорившего о свободе и обращавшегося ко всему миру, а не только к американцам. Это как раз то, чего ждут сегодня от Обамы те, кто разочарован политикой его предшественника Джорджа Буша в области прав человека. «Пусть каждая страна, - говорил в 1961 году в инаугурационной речи Джон Кеннеди, - желая нам добра или зла, знает, что мы заплатим любую цену, вынесем любое бремя, пройдем через любые испытания, поддержим любого друга, воспрепятствуем любому врагу, утверждая жизнь и достижения свободы!»