Владимир Морозов: «Яблоко раздрая»

Когда я рассказываю о похождениях своей юности, то пропускаю эпизод о том, как мне набили морду. Вот, как я кому-то врезал, это пожалуйста. Хочется выглядеть красиво! В любом возрасте.


Герман Розенблат, ему 79, вспоминает, что, когда он пацаном сидел в Германии в концлагере Бухенвальд, его спасла от голода незнакомая девочка, которая приходила к ограде из колючей проволоки и бросала ему яблоки. Через много лет они случайно встретились в Нью-Йорке и поженились. Первый раз Розенблат рассказал об этом в 1995 году в газете «Нью-Йорк пост» и выиграл конкурс на лучшую любовную историю, присланную читателем. Потом он участвовал в популярном телешоу Опры Уинфри. В феврале должны были выйти мемуары «Ангел у забора». Но историки и бывшие узники Бухенвальда с картой лагеря в руках доказали, что никто не мог подойти к колючке незамеченным и девочки-ангела у забора не было и быть не могло.


А был ли мальчик за забором? Да, был. Доказано, что Герман Розенблат сидел в лагере и чудом выжил. Тем не менее, американское издательство Berkley Books решило книгу не печатать. Автор признался, что выдумал про яблоки, дабы порадовать читателя. «Я хотел добра!» А может, еще и немножко - славы и денег? Теперь платят не ему, а он расплачивается. Аванс надо вернуть. С Розенблатом отказался знаться родной брат. В прессе его называют фальсификатором.


Громче всего ругают Розанблата его соплеменники-евреи, вот, мол, дал оружие в руки тем, кто отрицает Холокост. Яблоки – оружие? Оказывается, да. В интернете появилась статья под названием «Разоблачена очередная жертва Холокоста». Как далеко от яблони упало это яблоко!


Не нашлось никого, кто вступился бы за старика, который, повторяю, действительно, сидел в лагере и был жертвой Холокоста. Интересно, поднялся бы такой шум, если бы по фамилии он был не Розенблат, а, скажем, Смит, Джонс или Морозов?


Да, кстати, о фамилиях. В 1997 году бельгийская писательница Миша (Моник) Дефонсека, выпустила «Мемуары о Холокосте». И рассказала, как она, несчастная иудейка, скрывалась от фашистов в лесу в компании… волков, которые ее и спасли. Книгу перевели на 18 языков. Позже выяснилось, что девочка-Маугли жила не в лесу, а в доме родителей-католиков и к иудеям отношения не имеет.


Это напомнило мне давнюю историю. Приятель, который прошел не нацистский, а советский лагерь, рассказал мне про зэка по фамилии Иванов. Тот хотел эмигрировать в Израиль. Он сжег свой паспорт, заявил, будто потерял его, а при восстановлении документа записал в графе национальность – еврей. Дело раскрылось, самозванца забрали. Следователь отечески выговаривал ему: «Как же так, гражданин Иванов. Евреем родиться надо, а вы так пролезть хотели!»


А в нашей яблочной истории не сломался пока только продюсер, который и не собирается отказываться от планов снять фильм по мотивам неизданных мемуаров. У него девочка-ангел у забора – это фантазия мальчика за забором, и не понять, то ли так было на самом деле, то ли ему все пригрезилось от отчаянья. Ну, что стоило этому Розенблату убрать из рукописи слово «мемуары»!


…На фото в своем доме в Майами-Бич они устроились рядышком на диване. Расплывшиеся, некрасивые, трогательные. Герман и Рома Розенблат женаты уже 50 лет. Жалко, но не столько этих стариков: они сами подставились. Жаль, что читатель лишился красивой романтической сентиментальной истории. Книжный рынок завален опусами про секс в большом городе, в маленькой деревне, в автомобиле и в самолете. Нынешнее поколение так много знает про секс. Их деды больше знали про любовь. И еще - про войну и про лагеря.