Раскаявшийся неплательщик спасет финансы США

Будущий министр финансов США «по небрежности» уклонился от уплаты налогов на 34 тысячи долларов (без учета процентов)

Финансовый комитет американского сената одобрил кандидатуру Тимоти Гайтнера на пост главы минфина США. Теперь представителя антикризисной команды Барака Обамы должен утвердить сенат.


В своей программе, изложенной перед комитетом, Тимоти Гайтнер дал понять, что администрация Барака Обамы готова кардинально изменить подход к спасению финансовой системы. Власти будут использовать все имеющиеся методы для восстановления кредитования домохозяйств и предприятий, однако могут приостановить выкуп проблемных активов, инициированный кабинетом Буша. По мнению профессора экономики Стэндфордского университета Михаила Бернштама, США вернутся к политике сильного доллара, характерной для времен президента Клинтона, и постараются уменьшить дефицит в своей торговле с Китаем.


Главное в программе Гайтнера — оживление рынка недвижимости, полагает Бернштам, указывая, что будущий министр финансов озвучил конкретные цифры: ипотека под 4,5% годовых должна быть доступна всем, чье финансовое положение позволяет приобрести жилье. Таким образом, вместо прямого оздоровления банков новая администрация займется подъемом жилищного сектора с тем, чтобы восстановление ипотеки подняло за собой обрушившиеся вместе с ней облигации.


Налог как повод для дискуссий


Тимоти Гайтнер работал президентом Федерального резервного банка штата Нью-Йорк и в этом качестве принимал участие в разработке плана вывода финансовой системы страны из кризиса. Опытный и компетентный профессионал, он, вероятно, прошел бы процедуру утверждения в сенате с легкостью. Если бы не оказалось, что в прошлом Гайтнер был злостным неплательщиком налогов. С 2001 по 2004 год он работал в Международном валютном фонде и задолжал налоговой службе США 34 тысячи долларов.


Открывая слушание, председатель сенатского комитета по финансам демократ Макс Бокас назвал эти нарушения налогового законодательства «добросовестным заблуждением», выразив уверенность в том, что «человек такого таланта и преданности делу, какие свойственны г-ну Гайтнеру, будет особенно скрупулезен в этих вопросах в будущем».


Зампред комитета республиканец Чарльз Грэссли с такой оценкой действий Гайтнера не согласился. Рассказав о том, что такое налоговая брешь (разница между суммой, которую налогоплательщик должен правительству, и фактически выплачиваемой), он констатировал, что кандидат участвовал в ее образовании. Он отметил, что в налоговых декларациях кандидата помимо неуплаты налогов в период работы в МВФ присутствовали и другие нарушения, и с учетом процентов его задолженность по налогам (выплаченная вскоре после того, как Барак Oбама выразил свое намерение назначить Гайтнера главным финансистом страны) составляла 48 тысяч 268 долларов.


«Мы должны понять, в какой мере налоговая история кандидата может отразиться на его деятельности в качестве министра финансов. Как министру ему будет подчинена и налоговая служба», — пояснил Чарльз Грэссли.


Хочешь стать министром — плати?


Рассказав о своих планах по выводу страны из экономического спада, Тимоти Гайтнер сам обратился к интересующей всех теме, повторив, что ошибки, допущенные им при заполнении налоговых деклараций, «были результатом небрежности». «Этих ошибок можно было избежать, но они были неумышленными», сказал кандидат, заверив собравшихся, что на посту министра финансов он сделает все, что может, чтобы оправдать их доверие. Однако, как отметил сенатор-республиканец Джим Кайл, по мнению его избирателей, «"я просто ошибся" — не оправдание, когда тебя проверяют аудиторы налоговой службы».


Демократы безуспешно пытались перевести дискуссию на непосредственные задачи будущего министра финансов — республиканцы постоянно возвращались к истории с налогами. По их мнению, Тимоти Гайтнер не мог не знать о нарушении: он регулярно подавал заявление на получение от МВФ суммы, выделяемой фондом своим сотрудникам-американцам на компенсацию налогов.


Сам Гайнтер объясняет, что подписывал заявления, «ошибочно считая, что исполнил свои обязательства» по уплате налогов. Однако нашлись свидетели того, что еще во время работы в МВФ представители фонда указывали будущему министру финансов на обратное, рекомендуя исправить ошибку, однако не были услышаны.


В 2006 году налоговая служба проверила декларации Гайтнера и установила, что налоги не заплачены за четыре года. Гайтнер погасил задолженность за 2003 и 2004 год. Тот факт, что он не платил налоги и два предыдущих года, выяснился после того, как переходная администрация Обамы стала проверять его налоговую историю. К этому времени в отношении 2001 и 2002 года вступил в силу срок давности, но Гайтнер все же заплатил остаток долга.


Республиканцев в первую очередь интересовал ответ на вопрос, наиболее полно сформулированный сенатором Кайлом: приходило ли Гайтнеру в голову, что он обязан платить долги по налогам за годы, предшествовавшие 2003-му м 2004-му, до того, как он получил предложение стать министром? Выслушав ответ, республиканец подытожил: «вы не думали об этом до тех пор, пока вопрос не приобрел важность в связи с вашим назначением».


В итоге финансовый комитет все же порекомендовал сенату утвердить Тимоти Гайтнера в должности министра финансов 18 голосами против пяти.