Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.
Андрей Шароградский : На этой неделе в Москве было обнаружено тело 20-летнего члена запрещенной сейчас Национал-большевистской партии Антона Страдымова. По предварительным данным, он умер от сильных побоев. Напомню, что чуть более года назад в подмосковном Серпухове был убит нацбол Юрий Червочкин. Это дело до сих пор не раскрыто. Накануне стало известно, что прокуратура прекратила его расследование. Тему продолжает моя московская коллега Любовь Чижова.
Любовь Чижова : Тело 20-летнего нацбола Антона Страдымова - активного участника акций прямого действия и "Маршей несогласных" - было обнаружено 19 января недалеко от станции метро "Выхино". По предварительным данным, он умер от побоев - его били по голове, были зафиксированы множественные переломы черепа. Телефон и личные вещи Антона преступники не забрали. Это преступление очень похоже на то, что было совершено более года назад в подмосковном Серпухове. Там был жестоко избит бейсбольными битами и позднее скончался в больнице глава местной ячейки НБП Юрий Червочкин. На этой неделе маме Юрия Надежде сообщили, что расследование дела об убийстве ее сына приостановлено. Преступники, естественно, не найдены. И не будут найдены, считает глава запрещенной НБП Эдуард Лимонов, потому что, по данным нацболов, к гибели их товарища Юрия Червочкина могут быть причастны сотрудники милиции.
Эдуард Лимонов : Уже за год расследования дела Червочкина выработалась твердая уверенность в том, что не хотят искать людей. Тем более что его последние телефонные сообщения, которые он отправлял своим друзьям буквально за 40 минут до того, как его нашли мертвым, касались сотрудников РУБОПа, которые шли за ним. Он их знал. Они его допрашивали по каким-то делам. Вдруг он обнаружен был мертвым, то есть безошибочно указывает, видимо, стрелка для следователей и в этом сторону - в сторону РУБОПа. Но своих, я думаю, они не захотели расследовать или хотя бы понять, что там произошло. Может быть, следователи знают, что там произошло, поэтому скрывают. Наше общее впечатление, что следствие намеренно не велось. По-моему, эти люди, о которых речь идет из РУБОПа даже не допрашивались. Ничего удивительного. Знаете, были случаи нападения на меня еще в 1996 году. Был случай взрыва в штабе партии в 1997 году. Уголовные дела открывались, но никогда они не расследовались. Были другие случаи убийства членов ныне запрещенной партии за эти годы. В 2000 году, в 2001 году, например, дело Золотарева, которого выбросили из окна в Барнауле, дело нашего парня Бурыгина Саши, который был избит и пришел домой, и упал мертвым.
Любовь Чижова : Гибель Антона Страдымова удивительно похожа на убийство Юрия Червочкина. Известны ли какие-то уже новые обстоятельства гибели Антона?
Эдуард Лимонов : Мы пытаемся понять. Пока у нас очень скудные сведения, исходящие именно из милиции. Нас интересует - почему пять дней милиция не сообщала его родственникам, хотя документы были при нем? Почему его идентификация была произведена по отпечаткам пальцев, хотя у него был документ, был паспорт? Конечно, у нас нет таких возможностей защититься от подобных вещей. У рядовых моих сторонников нет возможности противостоять вот этому зловещему климату убийств. У нас страна превратилась в страну убийств. Мы когда-то с ужасом смотрели на какую-то Латинскую Америку, а теперь, по-моему, Латинская Америка с ужасом смотрит на нас.
Любовь Чижова : Говорил глава запрещенной Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов.
Эта неделя была богата на печальные события. В день, когда было обнаружено тело нацбола Антона Страдымова, в центре Москвы убили адвоката Станислава Маркелова и журналистку Анастасию Бабурову. Эксперт центра «Панорама» Владимир Прибыловский сомневается, что эти преступления будут раскрыты - власть в этом не заинтересована. А некоторые московские милиционеры, как рассказывают интернет-пользователи, даже пытаются запугать гибелью Антона Страдымова задержанных активистов левых движений: «С тобой будет то же самое, что с Антошкой», - говорят стражи порядка.
Владимир Прибыловский : Честно говоря, я не верю, что в обозримом будущем эти преступления реально будут раскрыты. Может быть, найдут исполнителя убийства Маркелова и Бабуровой, как вроде бы нашли исполнителей убийства Политковской. Но заказчик неизвестен и, я думаю, что так и останется неизвестным. Ситуация с Антоном Страдымовым такая, что сейчас злорадные представители правоохранительных органов разным задержанным левакам говорят всякие такие ехидные угрозы - смотри, мол, будет с тобой как, кто-то из них выразился, с Антошкой. Я видел сегодня сообщения, по-моему, о двух таких комментариев милиции, омоновцев. Они про это убийство знают и злорадно рассказывают о нем задержанным. Тактика более или менее постоянная к тем, кто ходит на митинги, ведет себя социально раскованно, а нацболы просто такой объект ненависти со стороны и власти, и исполнителей (милиции, ФСБ). Я бы не сказал, что что-то такое новое будет в ближайший год или в ближайшую неделю. Просто иногда происходит какое-то сгущение этих случаев государственного или около государственного насилия.
Любовь Чижова : Так считает эксперт центра "Панорама" Владимир Прибыловский. Нацболы намерены провести собственное расследование гибели своего товарища Антона Страдымова. Правда, в партии почти не сомневаются, что собранная ими информация милицию не заинтересует, и через некоторое время дело будет закрыто.