Последний альбом "Аквариума" вывешен в интернете для свободного скачивания

Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.



Марк Крутов: Последний альбом «Аквариума» «Лошадь белая» наглядно демонстрирует, чем рок-музыка отличается от попсы. Если в эстрадном мире предметом обсуждения становится цвет трусов исполнителей и подробности их сексуальной жизни, то альбом Гребенщикова вызвал серьезную дискуссию о том, что такое экуменизм и какова новая экономическая политика лидера группы «Аквариум». Тему продолжат Илья Смирнов, автор статей об «Аквариуме» и монографии «Прекрасный дилетант», и Марина Тимашева.



Илья Смирнов: Песни из нового альбома вывешены в Интернете для свободного скачивания, кто захочет, может заплатить, сколько сможет.


Авторские комментарии: « У вас что, много лишних денег? Наоборот, у «Аквариума» их нет, не было и никогда, судя по всему, не будет. Поэтому и кризис нам не страшен - нам попросту нечего терять… Записи мы отдали бесплатно. Просто мы отдали их людям, которых очень любим. Захотелось сделать им приятное… Я даже не буду интересоваться, кто сколько заплатил за скачивание – 1 цент или 100 долларов. Я вообще, кстати, не в курсе, как продаются наши альбомы. Честное слово! Не мое это дело, я песни пишу. Считаю, что чем больше народу услышит нашу музыку, тем лучше. И совершенно неважно, каким образом она будет до них доставлена. Если интернет расширит круг наших слушателей - так это замечательно ». В продолжение темы - бесплатные концерты: « Как только найдутся люди, которые смогут оплатить аренду зала, аренду аппаратуры, мы готовы играть бесплатно ».


Идеалисты меня простят, если я материалистически назову вещи своими именами: свободным скачиванием через Сеть подрывается система копирайта. Та самая, которую давно уже оторвалась от своего изначального смысла – защиты автора и превратилась в глобальный механизм перекачки средств из рук трудящегося простонародья на банковские счета олигархии. И эту систему сознательно подрывает не маргинал какой-нибудь, а знаковая фигура в музыкальном бизнесе Борис Гребенщиков. По-моему, реакционность и прогрессивность нужно оценивать в первую очередь по тому, что человек делает в своей профессии. И какую микроэкономику при этом вокруг себя создает.



Марина Тимашева: Вернемся от экономики в высокие духовные сферы. По идее, если у нас сейчас « религиозное возрождение », то современного псалмопевца должны поднимать на щит, всячески пропагандировать… Так?



Илья Смирнов: Проблема в том, что религиозность Гребенщикова не привязана ни к какой конкретной церкви. « Господу видней » - это христианский мотив. Но альбом-то оформлен рисунками Шри Чинмоя, ближе к индуизму. Или вот еще замечательная композиция - « Сокол ». Это какой религии гимн? Древнеегипетской на раннем этапе ее развития, с солнечноглазым Соколом-Гором в центре пантеона? Но то, что « что внизу оконце с мутными стеклами, в которые бьются милые мои » – боюсь, это очень далеко от мировосприятия тогдашних раннединастических фараонов-завоевателей.


И, смотрите, сегодня один из самых сильных антирелигиозных аргументов – то, что религия превратилась в воинствующую этнографию и служит грязной политике, способствуя разделению и стравливанию людей. Вот «коричневая» отрава сочится со всех сторон – от привычных объявлений «русская семья снимает квартиру» до заказанных убийств в центре Москвы. И Борис Гребенщиков использует весь свой авторитет, чтобы этому противостоять. Вот что сейчас важно! Вот что нужно ценить»! Сегодняшний «Аквариум» – это как раз интернациональная семья, музыканты из разных стран и в руках у них – что? Флюгельгорн, колесная лира, клавишная скрипка, ирландский бубен… Такой музыкальный экуменизм…