"Ему можно было доверять во всем". Вспоминая Ефрема Янкелевича

Ефрем Янкелевич считал, что у концепции прав человека в России трудная судьба

Утром 28 января в Москве на 59 году жизни скоропостижно скончался от сердечного приступа известный правозащитник Ефрем Янкелевич. Многие годы он был доверенным лицом Андрея Сахарова.


Вдова Сахарова Елена Боннер называет Янкелевича "самым близким сотрудником и сподвижником», глубоко понимавшим мировоззрение и мироощущение Андрея Дмитриевича. По ее свидетельству, «сам Андрей Дмитриевич всегда очень серьезно относился к суждениям Ефрема ".


Директор Музея и Общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров, вспоминая Ефрема Янкелевича, отмечает "его пленяющее и очень редко встречающееся в России духовное качество уважения privacy другого человека".


Правозащитник Александр Лавут, также хорошо знакомый с Ефремом Янкелевичем, сказал в беседе с корреспондентом Радио Свобода, что «Смерть Ефрема - тяжелая потеря для правозащитного сообщества».


- Я его хорошо знал в то время, когда он только появился в семье Андрея Дмитриевича и Елены Георгиевны. Он женился на Тане, дочери Елены Георгиевны, и сразу вызывал всеобщие симпатии. Он очень активно работал вместе с советом Сахаровского центра, он был, как сейчас принято говорить, креативный. А пока Андрей Дмитриевич был жив, он очень много делал на Западе для поддержки Сахарова и вообще советских диссидентов, писал, выступал, это все очень ценно. Так что это большая потеря.


- В одном из докладов покойный Ефрем Владимирович сказал: "Почему у нас такие проблемы с пониманием концепции прав человека? Почему российское общество оказалось неспособным к восприятию этой концепции?"


- Может быть, это несколько категорично. Какая-то часть общества способна, но, наверное, он прав в том, что эта часть - подавляющее меньшинство. Так что можно считать, что он правильно сказал. И это действительно проблема, и проблема поставлена правильно.


- Еще один постулат Янкелевича. "Даже правозащитники, - говорил он, - не слишком воспринимают концепцию прав человека, если судить по тому, что они выступали и выступают против права своих оппонентов националистов пройти маршем по Бульварному кольцу. Естественная позиция правозащитника - это защищать право всех пройти маршем. А как только они делят на тех, кому можно пройти, а кому нельзя, то сразу вся концепция прав человека распадается".


- Это не совсем так. Далеко не все требовали запретов. Дело в том, что эти мероприятия не были просто проявлением гражданских свобод. Они очень агрессивны. И против этой агрессии можно было выступать. Но требование, чтобы государство это запрещало, далеко не все разделяли.


- Каким человеком был Ефрем Владимирович?


– Очень доброжелательным. Вообще, хороший человек. Ему можно было доверять во всем.


На конференции в Общественном центре имени Сахарова 11 мая 2007 года Ефрем Янкелевич выступил с докладом «Концепция и судьба прав человека в России». В частности, он сказал: «Наша свобода реализуема только в контексте прав, которыми мы обладаем. А если прав нет, то о свободе говорить очень сложно. Ну, какая свобода? Это либо анархия, либо право того, кто сильней, кто богаче, кто занимает более высокую ступень в иерархии».


Похороны Янкелевича состоятся в субботу, 31 января.