В окружении недоумения: другие несогласные

Не все смогли поддержать открытый протест несогласных. А некоторые - и не хотели

На площади Краснопресненской заставы в Москве днем началась акция протеста Международного союза советских офицеров. У памятника героям революции 1905-1907 годов собрались члены движения во главе с генерал-лейтенантом в отставке Алексеем Фоминым. Всего было несколько десятков человек. Но куда больше было журналистов с камерами, машин с ОМОНом, сотрудников муниципальной милиции и карет «скорой помощи». Акция протеста Международного союза советских офицеров и их сторонников прошла под лозунгом «Нет развалу армии! За восстановление СССР! За возвращение социализма! В защиту политических заключенных».


Генерал Фомин стал известен после того, как попал под горячую руку ОМОНа 14 декабря прошлого года, придя вместе с другими офицерами в Новопушкинский сквер. Тогда он и его товарищи направлялись на Триумфальную площадь, где в это время собирались члены коалиции «Другая Россия» во главе с Гарри Каспаровым. В результате силовых действий со стороны милиции генерал был задержан и оштрафован за нарушение общественного порядка. Естественно, эту историю он вновь напомнил всем собравшимся в субботу и резко отозвался о властях: «Я вам должен доложить, что внимательно читал так называемое послание президента Медведева. Не мог не заметить слов о том, что «мы не позволим, так собираться, использовать кризис для нагнетания обстановки, противоположной мнению правительства». Они не позволят, видите ли! Мы должны, видимо, славить: «Да здравствует кризис! Да здравствует безработица! Да здравствуют увольнения рабочих! Да здравствует голодовка!» Вот это бы им понравилось. А мы говорим: «Нет кризису! Нет увольнениям! Нет капитализму!» Потому что капитализм – это источник кризисов, войн, безработицы и прочей всякой прелести».


Его коллега по Международному союзу офицеров, вице-адмирал в отставке Владимир Березин назвал прямых виновников кризиса и сегодняшней, по его мнению, нищеты и нестабильности в России: «Жизнь трудового народа стала просто невыносимой. Кто виновник того, что 50 и более процентов в России находятся на грани жизни и смерти? Практически вымирает народ. По миллиону в год уходят. Вы посмотрите, до чего довели молодежь! Она же считает, что жить вообще невозможно. А виновато в этом, прежде всего, руководство России и лично Путин с Медведевым. Они не какие-то там люди, которые в стороне стоят, именно они народ довели до такого состояния».


Примерно в это же время на Манежной площади собрались сторонники «Единой России». Акция поддержки правительства прошла с почти голливудским размахом: тысячи флагов, несколько тысяч человек, телекамеры, летающие над толпой. На трибуне стояли депутаты Государственной думы. Митинг открыл Андрей Исаев, один из лидеров «Единой России». На трибуне появлялся Артур Чилингаров, выступали спортсменка Ирина Роднина и журналист Владимир Соловьев.


На подходе к площади и на выходе из метро «Театральная» можно было видеть людей с табличками: «Бирюлево», «Свиблово», «Гольяново». Москвичи и приезжие собирались у этих табличек. На митинге было очень много студентов из Подмосковья, которых привозили туда автобусами, в том числе и людей, которые были приглашены муниципальными властями.


Депутат Андрей Исаев открыл митинг словами, что все, кто сюда пришли, поддерживают правительство Российской Федерации во главе с Владимиром Путиным, президента России Дмитрия Медведева. Снова прозвучали фразы, что «этот кризис навязан извне, и правительство теперь вынуждено отреагировать на этот кризис», и несколько тезисов о внешних врагах.


На трибуне выступил военный-десантник, он говорил о том, что «Россию хотят уничтожить, граждан хотят рассорить между собой». Поиск внешних врагов стал основополагающей темой акции «единоросов». Обычные люди, пришедшие на митинг, в интервью корреспонденту Радио Свобода объясняли, что пришли поддержать правительство и президента России. Они признают, что проблемы в стране есть, и многие не согласны с определенными шагами, которые принимает власть. Но при этом люди все равно рассчитывают на то, что власть окажет поддержку населению.


В Петербурге власти не разрешили массовые выступления, но люди все равно нашли возможность выразить свое отношение не только к современной экономической ситуации в России, но и к политическим решениям руководства.


На Пионерской площади города напротив ТЮЗа в течение двух часов стоял всего один несогласный. Правда, оппозиционеры сменяли друг друга на этом посту. Например, один из активистов «Солидарности» держал в руках оригинальный плакат: нарисованная корова с надписью «население» жует травку, составляющую слово «кризис». От вымени коровы идут три стрелки к надписям «инфляция, девальвация, безработица», «монополизм, госкапитал, коррупция» и «ЖКХ, 20-процентный рост цен на газ, свет, тепло и воду». В верхней части плаката крупная надпись: «Требуем отменить повышение цен на газ, электроэнергию, тепло и водоснабжение с 1 февраля 2009 года и заморозить тарифы до конца года и после. Объединенный гражданский фронт». И тут же стихи:


«Мы Россию лишь единой любим.


От нее готовы мы принять


Беспредел чиновников и судей,


Ведь у нас «особенная стать».


В сущности, это весь протест, который смогли выразить несогласные в Петербурге, ведь митинг был запрещен. Поодаль от человека, стоящего в одиночном пикете, и которого по закону не могут тронуть милиционеры, стояла группа поддержки.


Люди, конечно, возмущены тем, что Комитет по законности и правопорядку даже не предложил альтернативного места для проведения полноценного митинга, что положено по закону.


Получилась особенная картина современного российского протеста: три огромных автозака, десятки милицейских машин, большой автобус с ОМОНом – все стоят вокруг одного-единственного человека. Вся часть площади возле памятника Грибоедову блокирована милицией. И в этом внушительном окружении стоит всего один человек.


Запрещение акций уже стало традицией в Петербурге. Получается, что даже митинга, не говоря о каких-либо шествиях и маршах, не провести. Члены и руководители «Солидарности» все чаще высказывают мысль, что пора переходить к новым формам протеста. Например, использовать опыт польской «Солидарности». Ее активисты в свое время просто договаривались: «сегодня мы выходим все в оранжевом или все в красном, сегодня мы ходим только по правой стороне улицы, а завтра только по левой». Видимо, петербургские несогласные будут после этого дня развивать новые формы протеста.