Ирина Лагунина: Христианский мир готовится встретить Пасху. Улицы европейских городов уже украшены разноцветными яйцами и цветами. В России православная церковь напоминает, что посещение могил умерших в этот день не является христианской традицией. А в интернете идет бурная дискуссия об особенностях освящения различных предметов, в том числе компьютеров. Я попросила нашего корреспондента Айю Куге рассказать, как отмечают Пасху в Сербии.
Айя Куге: В Белграде перед Пасхой намного больше людей в магазинах, чем в церквях. Но эта ситуация обычно начинает меняться вечером на Страстную пятницу, а уже потом – в следующие два дня – значительное число сербов отправляются в православные храмы. Социологические исследования показывают, что лишь около 5% граждан страны, определяющих себя как православных верующих, более или менее регулярно посещают церковь. Принято считать, что если ты серб, то обязательно православный. О том, насколько на самом деле религиозны сербы, мы беседуем с научным сотрудником Института новейшей истории Сербии Радмилой Радич.
Радмила Радич: Все исследования, начиная с 19 века и по сей день, показывают, что религиозные чувства среди сербов никогда не были сильными, что на самом деле провозглашённая у нас связь между религией и нацией лишь повлияла на определение своей принадлежности к определённой конфессии. До 90-х годов минувшего века статистика показывала, что религиозные настроения в Сербии шли на спад, а число атеистов возрастало. Однако политические брожения в Югославии в конце 80-х, возвращение церкви с периферии общественного сознания в центр способствовали росту так называемого «городского православия» - так в те времена называли отождествление сербской нации с православной церковью. Церковь всё больше начала принимать участие в жизни государства, и люди, как тогда объясняли социологи, обращались к религии больше из-за моды, из-за общественно-политического климата, чем из-за истинной религиозности и познания православия. Сейчас учёные, занимающиеся этой темой, утверждают, что действительно замечается рост числа истинных верующих, но их процент всё-таки ещё низок. Правда, в последние годы видно, что люди всё чаще соблюдают пост, празднуют церковные праздники, во время праздников в значительном числе посещают храмы, знакомы с церковным календарем. Но при всем это мало знают даже основы своей веры.
Айя Куге: По данным последней переписи населения в 2002 году, 95% граждан Сербии заявили, что разделяют убеждения той или иной религии. 85% определили себя как православные. Может сложиться впечатление, что Сербия - государство верующих. Но значит ли это, что все они практикуют веру или считают себя верующими?
Радмила Радич: Действительно, нужно обратить внимание на такие понятия как конфессиональная и религиозная принадлежность. Ведь можно объявить себя православным, принадлежащим к Сербской православной церкви, но одновременно не быть верующим. Кажется, что в этом есть противоречие, но сама сербская церковь ведь придерживается позиции, что все сербы – православные. В таком случае нормально, что и сами граждане принимают этот критерий, даже в случае, если сами они не верующие. По тем же данным, лишь пара процентов граждан причисляют себя к атеистам, что также весьма спорный результат. На самом деле исследования на тему атеизма в Сербии не проводились, и поэтому настоящее число атеистов не известно. Я считаю, что рост числа людей, которые считают себя верующими – в большей степени следствие времени, в котором они живут, чем отношение к вере и истинная принадлежность к православию.
Айя Куге: Согласно социологическим исследованиям, 46% взрослых граждан Сербии заявляют, что верят в существовании Бога, но лишь 20% - что участвуют в церковной жизни и её обрядах. В минувшем году вы вместе с группой специалистов провели обширное исследование общественного мнения на тему насколько граждане Сербии знают историю собственной страны и мира, в том числе и историю христианства и православной церкви. Оказалось, что знают очень плохо. Например, 8% из них утверждали, что сербы приняли христианство в 3 веке до нашей эры. На просьбу назвать самую значительную личность в мировой истории, лишь 5% из них назвали Иисуса Христа. На первое место опрошенные поставили учёного сербского происхождения Николу Теслу, на второе – лидера социалистической Югославии Иосипа Броз Тито.
Радмила Радич: Опрос показал, что люди у нас очень мало знают историю религии и собственной церкви, и их отношение к церкви противоречивое. Вот интересный пример: на похороны Патриарха Сербской православной церкви Павла в 2009 году пришли 600 тысяч человек, а год спустя, когда мы проводили опрос, он получил лишь 0.3% голосов в списке значительных в сербской истории людей. Это парадоксально! Если попросить среднеобразованного человека назвать 10 божьих заповедей, вряд ли он вспомнит больше двух-трёх.
Айя Куге: Несколько лет назад одна из сербских газет опубликовала собственный опрос, проведённый среди депутатов парламента на тему событий, описанных в Библии. Оказалось, что никто из них не в состоянии был дать точные ответы, несмотря на то, что почти все они считают себя верующими и во время церковных церемоний стоят в первых рядах.
Радмила Радич: Если говорить о поведении политиков, то действительно, полезно вспомнить такие опросы, из которых видно, что они абсолютно не имеют понятия о религии, но одновременно считают, что их присутствие необходимо во время всех религиозных церемоний. Расхожим в Сербии также являет освящение всех и всего. Недавно мы прочитали в газетах о том, что Патриарх сербский Ириней освятил новый торговый центр. Мне это кажется очень странным. Постоянно говорят о том, что мы должны вернуться к вере, какой она была до коммунистического режима, который её, конечно, уничтожил. Это в Сербии относится к периоду между двумя войнами - между 1918 и 1941 годами. Однако никто не потрудился выяснить, а как в те времена выглядели церковные обряды. В Сербии на уровне государства тогда праздновались лишь несколько крупнейших церковных праздников. Но не было церемоний освящения штаб-квартир политических партий, помещений разных организаций, не говоря уже о магазинах! Патриарх в прошлом иногда присутствовал на некоторых политических событиях, если его специально пригласили, но не всегда. А теперь у нас всё перешло в крайность.
Айя Куге: А как в новейшей истории Сербии относились к Пасхе?
Радмила Радич: Это факт, что Пасха у сербов всегда была праздником, во время которого много народа приходило в храмы. В прошлом на Пасху специально копились деньги – чтобы получше одеться, побогаче накрыть стол. Даже во времена социализма особо уважались Пасха и Вербное воскресенье. Помню, что нас в детском возрасте, несмотря на то, что это считалось чуть ли не антигосударственным, на Вербное воскресенье водили в церковь – красиво одетых и с колокольчиком на шее. Многие родители, даже если были членами партии, на Пасху красили яйца и дарили своим детям подарки. Раньше, когда Пасха была как будто общественным, а не религиозным праздником, ее отмечали как-то тише, чем сегодня. Я помню, что уже в конце 80-х годов я видела крашенные яйца даже в семьях высокопоставленных сербских коммунистических функционеров. Считалось, что красить яйца – это лишь частично церковный обычай, что это больше народная традиция. Такое, вот, у нас было отношение к Пасхе.
Айя Куге: Такое впечатление, что в Сербии празднование религиозных праздников имеет две основные характеристики – акцент ставится на традицию и на ритуальную сторону, а их суть, более глубокое христианское значение остаются скрытыми.
Радмила Радич: У нас есть много людей, считающих себя верующими, которые особо настаивают на том, что нужно соблюдать пост. Однако сами они перед Пасхой не держат Большой пост, а постятся лишь несколько последних дней перед праздником. Я это никак не могу принять: или ты верующий, или не верующий – выбирай! Ведь нельзя строить из веры цирк – поститься два дня и создавать толпу перед рыбными магазинами. В Белграде в последние годы именно это и происходит: рыбу не купить, в пятницу перед Пасхой очереди перед рыбными магазинами в сотни метров, а в другие дни – никого. Если у входа в церковь спросить людей про значение Пасхи, то вам сумеют ответить лишь 15-20% пришедших. Остальные знают то, что на Пасху нужно покрасить яйца, что одно, красное, нужно оставить дома до следующего года – как будто это фольклорные обычаи. У обычных сербов знания о Пасхи не распространяются дальше крашения яиц и богатого, праздничного обеда – вот примерно и всё.
Айя Куге: Мы беседовали с белградским учёным, специалистом по вопросам религии, Радмилой Радич.
Айя Куге: В Белграде перед Пасхой намного больше людей в магазинах, чем в церквях. Но эта ситуация обычно начинает меняться вечером на Страстную пятницу, а уже потом – в следующие два дня – значительное число сербов отправляются в православные храмы. Социологические исследования показывают, что лишь около 5% граждан страны, определяющих себя как православных верующих, более или менее регулярно посещают церковь. Принято считать, что если ты серб, то обязательно православный. О том, насколько на самом деле религиозны сербы, мы беседуем с научным сотрудником Института новейшей истории Сербии Радмилой Радич.
Радмила Радич: Все исследования, начиная с 19 века и по сей день, показывают, что религиозные чувства среди сербов никогда не были сильными, что на самом деле провозглашённая у нас связь между религией и нацией лишь повлияла на определение своей принадлежности к определённой конфессии. До 90-х годов минувшего века статистика показывала, что религиозные настроения в Сербии шли на спад, а число атеистов возрастало. Однако политические брожения в Югославии в конце 80-х, возвращение церкви с периферии общественного сознания в центр способствовали росту так называемого «городского православия» - так в те времена называли отождествление сербской нации с православной церковью. Церковь всё больше начала принимать участие в жизни государства, и люди, как тогда объясняли социологи, обращались к религии больше из-за моды, из-за общественно-политического климата, чем из-за истинной религиозности и познания православия. Сейчас учёные, занимающиеся этой темой, утверждают, что действительно замечается рост числа истинных верующих, но их процент всё-таки ещё низок. Правда, в последние годы видно, что люди всё чаще соблюдают пост, празднуют церковные праздники, во время праздников в значительном числе посещают храмы, знакомы с церковным календарем. Но при всем это мало знают даже основы своей веры.
Айя Куге: По данным последней переписи населения в 2002 году, 95% граждан Сербии заявили, что разделяют убеждения той или иной религии. 85% определили себя как православные. Может сложиться впечатление, что Сербия - государство верующих. Но значит ли это, что все они практикуют веру или считают себя верующими?
Радмила Радич: Действительно, нужно обратить внимание на такие понятия как конфессиональная и религиозная принадлежность. Ведь можно объявить себя православным, принадлежащим к Сербской православной церкви, но одновременно не быть верующим. Кажется, что в этом есть противоречие, но сама сербская церковь ведь придерживается позиции, что все сербы – православные. В таком случае нормально, что и сами граждане принимают этот критерий, даже в случае, если сами они не верующие. По тем же данным, лишь пара процентов граждан причисляют себя к атеистам, что также весьма спорный результат. На самом деле исследования на тему атеизма в Сербии не проводились, и поэтому настоящее число атеистов не известно. Я считаю, что рост числа людей, которые считают себя верующими – в большей степени следствие времени, в котором они живут, чем отношение к вере и истинная принадлежность к православию.
Айя Куге: Согласно социологическим исследованиям, 46% взрослых граждан Сербии заявляют, что верят в существовании Бога, но лишь 20% - что участвуют в церковной жизни и её обрядах. В минувшем году вы вместе с группой специалистов провели обширное исследование общественного мнения на тему насколько граждане Сербии знают историю собственной страны и мира, в том числе и историю христианства и православной церкви. Оказалось, что знают очень плохо. Например, 8% из них утверждали, что сербы приняли христианство в 3 веке до нашей эры. На просьбу назвать самую значительную личность в мировой истории, лишь 5% из них назвали Иисуса Христа. На первое место опрошенные поставили учёного сербского происхождения Николу Теслу, на второе – лидера социалистической Югославии Иосипа Броз Тито.
Радмила Радич: Опрос показал, что люди у нас очень мало знают историю религии и собственной церкви, и их отношение к церкви противоречивое. Вот интересный пример: на похороны Патриарха Сербской православной церкви Павла в 2009 году пришли 600 тысяч человек, а год спустя, когда мы проводили опрос, он получил лишь 0.3% голосов в списке значительных в сербской истории людей. Это парадоксально! Если попросить среднеобразованного человека назвать 10 божьих заповедей, вряд ли он вспомнит больше двух-трёх.
Айя Куге: Несколько лет назад одна из сербских газет опубликовала собственный опрос, проведённый среди депутатов парламента на тему событий, описанных в Библии. Оказалось, что никто из них не в состоянии был дать точные ответы, несмотря на то, что почти все они считают себя верующими и во время церковных церемоний стоят в первых рядах.
Радмила Радич: Если говорить о поведении политиков, то действительно, полезно вспомнить такие опросы, из которых видно, что они абсолютно не имеют понятия о религии, но одновременно считают, что их присутствие необходимо во время всех религиозных церемоний. Расхожим в Сербии также являет освящение всех и всего. Недавно мы прочитали в газетах о том, что Патриарх сербский Ириней освятил новый торговый центр. Мне это кажется очень странным. Постоянно говорят о том, что мы должны вернуться к вере, какой она была до коммунистического режима, который её, конечно, уничтожил. Это в Сербии относится к периоду между двумя войнами - между 1918 и 1941 годами. Однако никто не потрудился выяснить, а как в те времена выглядели церковные обряды. В Сербии на уровне государства тогда праздновались лишь несколько крупнейших церковных праздников. Но не было церемоний освящения штаб-квартир политических партий, помещений разных организаций, не говоря уже о магазинах! Патриарх в прошлом иногда присутствовал на некоторых политических событиях, если его специально пригласили, но не всегда. А теперь у нас всё перешло в крайность.
Айя Куге: А как в новейшей истории Сербии относились к Пасхе?
Радмила Радич: Это факт, что Пасха у сербов всегда была праздником, во время которого много народа приходило в храмы. В прошлом на Пасху специально копились деньги – чтобы получше одеться, побогаче накрыть стол. Даже во времена социализма особо уважались Пасха и Вербное воскресенье. Помню, что нас в детском возрасте, несмотря на то, что это считалось чуть ли не антигосударственным, на Вербное воскресенье водили в церковь – красиво одетых и с колокольчиком на шее. Многие родители, даже если были членами партии, на Пасху красили яйца и дарили своим детям подарки. Раньше, когда Пасха была как будто общественным, а не религиозным праздником, ее отмечали как-то тише, чем сегодня. Я помню, что уже в конце 80-х годов я видела крашенные яйца даже в семьях высокопоставленных сербских коммунистических функционеров. Считалось, что красить яйца – это лишь частично церковный обычай, что это больше народная традиция. Такое, вот, у нас было отношение к Пасхе.
Айя Куге: Такое впечатление, что в Сербии празднование религиозных праздников имеет две основные характеристики – акцент ставится на традицию и на ритуальную сторону, а их суть, более глубокое христианское значение остаются скрытыми.
Радмила Радич: У нас есть много людей, считающих себя верующими, которые особо настаивают на том, что нужно соблюдать пост. Однако сами они перед Пасхой не держат Большой пост, а постятся лишь несколько последних дней перед праздником. Я это никак не могу принять: или ты верующий, или не верующий – выбирай! Ведь нельзя строить из веры цирк – поститься два дня и создавать толпу перед рыбными магазинами. В Белграде в последние годы именно это и происходит: рыбу не купить, в пятницу перед Пасхой очереди перед рыбными магазинами в сотни метров, а в другие дни – никого. Если у входа в церковь спросить людей про значение Пасхи, то вам сумеют ответить лишь 15-20% пришедших. Остальные знают то, что на Пасху нужно покрасить яйца, что одно, красное, нужно оставить дома до следующего года – как будто это фольклорные обычаи. У обычных сербов знания о Пасхи не распространяются дальше крашения яиц и богатого, праздничного обеда – вот примерно и всё.
Айя Куге: Мы беседовали с белградским учёным, специалистом по вопросам религии, Радмилой Радич.