Организатор монстрации Михаил Маглов – о том, почему власти боятся безобидной молодежной акции

Михаил Маглов

Московская мэрия отказала организатором монстрации на проведение первомайского шествия по Арбату, сославшись на то, что на этой московской улице многие турагентства проводят экскурсии. В Новосибирске монстрация в этом году пройдет в седьмой раз, а вот судьба московского шествия остается под вопросом.

Монстрацию – шествие под абсурдными лозунгами, вроде "Земля для землян", – придумали новосибирский художник Артем Лоскутов и его друзья. В Новосибирске монстрация в этом году пройдет в седьмой раз, а вот судьба московского шествия под вопросом, несмотря на то, что она только что получила премию "Инновация" как лучший региональный проект современного искусства. На вопросы Радио Свобода отвечает один из организаторов московской монстрации Михаил Маглов.

– Запрет шествия власти мотивировали тем, что в это время на Арбате проводят экскурсии. Вы думаете, это действительно так – или это лишь предлог?

– Думаю, предлог. Вообще такой ответ не является законно мотивированным. Согласно закону о митингах, экскурсии не могут лишать граждан России права на участие в демонстрациях и шествиях. Пока мэрия так и не представила в письменном виде свой ответ. Они нам говорили, что последнее их предложение – набережная Тараса Шевченко. Это нас абсолютно не устраивает. Теперь от них поступило новое предложение, которое мы вместе с организаторами будем рассматривать.

Они говорят про экскурсии, про то, что никогда на Арбате не проходят акции. Но с начала этого года на Арбате, в том числе по маршруту, который мы заявили (Арбат – Садовое кольцо – Новый Арбат), прошло несколько массовых акций, которые собрали несколько тысяч людей. Было празднование Дня святого Патрика, несколько недель назад прошел фестиваль мыльных пузырей, на который вышло несколько тысяч молодых людей. Я не понимаю, почему мэрия не согласовывает этот маршрут.

Артем Лоскутов и его товарищи придумали монстрацию в 2004 году. Когда это движение вышло за пределы Новосибирска?

– Более массово, как движение – в прошлом году, после того, как Артему Лоскутову подбросили траву и новосибирские сотрудники центра "Э" обвинили его в хранении наркотических веществ. Было громкое судебное дело. После этой истории монстрация вышла за пределы Новосибирска. В прошлом году она проходила в Москве, в Омске, еще в ряде городов центральной России. То есть именно преследование Артема Лоскутова дало толчок к развитию этого движения.
Любой выход на улицу власти воспринимают, как политическую акцию, и неудивительно, что они пытаются ее запретить

– Главное в монстрации – абсурдные лозунги. Вы уже придумали лозунги для московского шествия?


– Да, но пока я не могу сказать, какие именно и какой лозунг будет главный, потому что это уже будет неинтересно. Приходите на монстрацию, все увидите сами.

– Кто участвует в вашей группе? Это какая-то организация или вы собрались только для одной акции?

– Собрались для одной акции, люди абсолютно разные. Это политические активисты, художники, музыканты, дизайнеры и люди не из творческой среды. В основном молодежь, конечно.

– Вы подчеркиваете, что монстрация – это не политическая акция, однако власти в Новосибирске смотрели на нее с большим подозрением, и Артем Лоскутов оказался за решеткой, и сейчас у вас среди участников есть политические активисты. Вы уверены в своей аполитичности?


– Политические активисты участвуют в акции частном порядке, им никто не может это запретить. Как известно, у нас власти любое проявление активности, тем более молодежной, любой выход на улицы воспринимают как политическую акцию. Наиболее остро это воспринимается в регионах. Я ощутил это на себе год назад, когда организовывал омскую монстрацию: перед ее проведением неизвестные сотрудники в штатском напали на меня и на моих друзей, пытались отобрать лозунги, которые мы несли. Лозунги, конечно, были такие же абсурдные, но почему-то милиция на это очень жестко прореагировала. В общем, любой выход на улицу власти воспринимают, как политическую акцию, и неудивительно, что они пытаются ее запретить.

– Если вам не удастся договориться с мэрией, вы все равно решили выйти на Арбат?

– У нас есть несколько вариантов действий, если не получится согласовать, но пока я не могу о них говорить. Мы в ближайшие дни объявим о точном месте и времени проведения монстрации.

– Вы упоминали праздник святого Патрика на Арбате, но он был слегка подпорчен: все люди, которые пришли на ходулях, были задержаны, кстати, впервые за все время проведения этого праздника. Вы не боитесь, что власти вам просто испортят монстрацию, если санкции не будет?

– Я надеюсь, что никто никого не будет задерживать. Сам я на случай, если акция будет проходить в несогласованном виде, готов к задержанию и к ответственности, но все-таки остается надежда на то, что акция пройдет в рамках закона. Мы хотим соблюдать закон, но мы хотим, чтобы представители московского правительства тоже соблюдали закон.