22 апреля - Страстная (или Великая) пятница: день, когда христиане вспоминают распятие Спасителя. Великий пост уже закончился, и на Страстной неделе верующие постятся уже не во искупление своих грехов, а в память о самых трагических событиях евангельской истории. Соблюдают ли посты и другие церковные обычаи большинство российских граждан? Что думают люди о своей конфессиональной принадлежности? Каково в обществе отношение к грядущему празднику Пасхи?
На вопрос социологов: "Какую религию вы исповедуете?" - 76% россиян отвечают "православие". При этом 45% признаются, что никогда не посещают религиозные службы, 71% не причащаются, 87% не принимают участия в жизни религиозных общин. Об отношении в обществе к религии размышляет ведущий научный сотрудник Левада-центра Наталья Зоркая:
– Этот вопрос, наверное, надо разделить на две части - вопрос веры и конфессиональной принадлежности. С 1991 года, с первых наших замеров, мы наблюдаем очень бурный, интенсивный рост самоидентификации россиян как православных – то есть как принадлежащих к православной конфессии. Если в 1991 году их было порядка 19 процентов, то сейчас это – почти все население. Можно было бы предполагать, что рост такого числа людей, считающих себя православными – и церковь во многом так это интерпретирует, – означает возрождение в обществе веры, института церкви. Для православия особенно важно соблюдение обрядовой стороны. Но анализ данных за этот период показывает, что доля людей, которых сами же служители церкви считали бы воцерковленными – то есть которые бы более-менее регулярно причащались, исповедовались, посещали религиозные службы, – не растет. И сами служители церкви знают, что количество людей, которые действительно соответствуют понятию воцерковленности, в российском обществе не превышает 7-8 процентов.
Такое отношение к православию – с одной стороны, замена этнической идентичности: православный - значит, русский. Это связано с кризисом собственной идентичности в массовом сознании россиян после распада Союза. Ведь в других республиках СССР национальная идентичность всегда сохранялась, а в России это все находилось как бы на периферии; идентичность – "советский человек". Сегодня причастность к православию отчасти играет роль этнической идентичности. Но когда мы разбираем подробно наши данные, то видим: люди прекрасно знают, как нужно вести себя воцерковленному человеку, который идентифицирует себя с православной церковью. Соблюдать посты, участвовать в литургии, молиться… А вот доля людей, которые это делают, чрезвычайно мала, и она не растет. Единственные два таинства, которые охватывают все население, - это крещение и отпевание. Налицо очень формальное причисление себя к церкви, идентификация с ней, которая не сопровождается соответствующей внутренней работой – той работой, что требуется от человека истинно верующего: с моральными, религиозными ценностями, с текстами, со значением литургии, обрядов.
В советское время, как известно, Рождество было "перекрыто" Новым годом, а вот Пасху более-менее справляли: яйца красили, майский кулич покупали. Для православных это главный праздник, в отличие от католиков. Подавляющее большинство россиян как раз и ходит в церковь, прежде всего, на пасхальное богослужение и в меньшей степени – на Рождество. Светлый праздник, который люди принимают – но при этом Великий пост, непосредственно связанный со смыслом Пасхи, соблюдает очень незначительное количество людей, – отмечает Наталья Зоркая.
По данным Левада-центра, полный пост в предшествующие Пасхе недели соблюдают только 3% россиян, а 73% сохраняют обычный режим питания.
На вопрос социологов: "Какую религию вы исповедуете?" - 76% россиян отвечают "православие". При этом 45% признаются, что никогда не посещают религиозные службы, 71% не причащаются, 87% не принимают участия в жизни религиозных общин. Об отношении в обществе к религии размышляет ведущий научный сотрудник Левада-центра Наталья Зоркая:
– Этот вопрос, наверное, надо разделить на две части - вопрос веры и конфессиональной принадлежности. С 1991 года, с первых наших замеров, мы наблюдаем очень бурный, интенсивный рост самоидентификации россиян как православных – то есть как принадлежащих к православной конфессии. Если в 1991 году их было порядка 19 процентов, то сейчас это – почти все население. Можно было бы предполагать, что рост такого числа людей, считающих себя православными – и церковь во многом так это интерпретирует, – означает возрождение в обществе веры, института церкви. Для православия особенно важно соблюдение обрядовой стороны. Но анализ данных за этот период показывает, что доля людей, которых сами же служители церкви считали бы воцерковленными – то есть которые бы более-менее регулярно причащались, исповедовались, посещали религиозные службы, – не растет. И сами служители церкви знают, что количество людей, которые действительно соответствуют понятию воцерковленности, в российском обществе не превышает 7-8 процентов.
Такое отношение к православию – с одной стороны, замена этнической идентичности: православный - значит, русский. Это связано с кризисом собственной идентичности в массовом сознании россиян после распада Союза. Ведь в других республиках СССР национальная идентичность всегда сохранялась, а в России это все находилось как бы на периферии; идентичность – "советский человек". Сегодня причастность к православию отчасти играет роль этнической идентичности. Но когда мы разбираем подробно наши данные, то видим: люди прекрасно знают, как нужно вести себя воцерковленному человеку, который идентифицирует себя с православной церковью. Соблюдать посты, участвовать в литургии, молиться… А вот доля людей, которые это делают, чрезвычайно мала, и она не растет. Единственные два таинства, которые охватывают все население, - это крещение и отпевание. Налицо очень формальное причисление себя к церкви, идентификация с ней, которая не сопровождается соответствующей внутренней работой – той работой, что требуется от человека истинно верующего: с моральными, религиозными ценностями, с текстами, со значением литургии, обрядов.
В советское время, как известно, Рождество было "перекрыто" Новым годом, а вот Пасху более-менее справляли: яйца красили, майский кулич покупали. Для православных это главный праздник, в отличие от католиков. Подавляющее большинство россиян как раз и ходит в церковь, прежде всего, на пасхальное богослужение и в меньшей степени – на Рождество. Светлый праздник, который люди принимают – но при этом Великий пост, непосредственно связанный со смыслом Пасхи, соблюдает очень незначительное количество людей, – отмечает Наталья Зоркая.
По данным Левада-центра, полный пост в предшествующие Пасхе недели соблюдают только 3% россиян, а 73% сохраняют обычный режим питания.