70 процентов физкультурников

Парад физкультурников на Красной площади, Москва, 1986 год

На минувшей неделе российский премьер Владимир Путин, отчитываясь перед правительством, заявил, что Россия должна прийти к тому, чтобы 70% населения страны занималось спортом, и что в этом смысле Россия заметно отстала от развитых стран. И этот недостаток нужно срочно исправлять.

Ситуацию прокомментировал участник олимпийских конгрессов, историк и социолог Юрий Теппер.

– Мне кажется, что в заявлении Владимира Путина есть некоторая путаница в терминах. Речь идет о спорте, а спорт и физкультура – все же разные вещи.

– Путаница не только в терминах, но и в проблеме оценки показателей. Прежде всего, в речи Владимира Путина почему-то все время речь идет о спорте, о вовлечении в занятия спортом. А речь еще должна идти и о физической культуре, и просто о досуге. Это совершенно разные виды включения человека в деятельность, и они по-разному должны оцениваться. Если человек занимается спортом, даже оздоровительным, в свое удовольствие, это означает – три тренировки в неделю достаточно интенсивные. Если занимается физкультурой – это означает такое же количество тренировок, но в других режимах. Если досуг – можно пойти погулять, поиграть во дворе в настольный теннис и попасть в число миллионов, которые занимаются физической культурой.

Кстати говоря, Спорткомитет СССР лихо отчитывался по таким показателям. В 80 годы выходило, что в стране у нас было от 80 до 90 млн. физкультурников . По этому поводу один немецкий журналист сказал, что цифра совершенно достоверная… только нужно убрать один ноль, и тогда все будет совершенно точно. Поэтому показатели, определенные В.Путиным в виде ориентира, могут быть достижимыми. Трудно сказать, насколько это сложится в реальную картину занятий физкультурой, спортом, здоровым досугом.

Есть еще один момент. Чтобы человек занимался физической культурой, активным досугом, спортом, у него должно быть и свободное время, и определенное благополучие. Человек неблагополучный, озабочен думами о хлебе насущном, он не будет заниматься физкультурой и веселиться на досуге. Поэтому разговор о том, что России удастся догнать пять передовых стран, заведен преждевременно. Да, конечно, если Россия догонит эти страны по уровню экономики, что в переводе называется "хозяйствование", тогда будем надеяться, что произойдет и такое.

– Мне представляется, что в первый раз Путин, возможно, сам того не желая, признал тот факт, что Россия очень сильно отстает от развитых стран именно в массовых занятиях спортом, как бы Путин ни формулировал эту вещь. Всегда говорилось: Советский Союз, а потом и Россия – это страна массового спорта, лучшие друзья физкультурников живут и руководят этими самыми спортсменами и физкультурниками. И физкультурно-спортивные парады проходят всегда на отлично. Но вот теперь по прошествии достаточно серьезных лет после распада Советского Союза вдруг с высокой трибуны сказано, что, оказывается, Россия сильно отстает. В чем же задача – снова "догнать и перегнать", как было при Хрущеве?


– Я думаю, что вообще соперничество в области занятий физкультурой и спортом вне работы над повышением уровня экономического, культурного уровня, изменения в целом ситуации, – в общем-то, неэффективно, и бесполезно. Начну с того, что вся эта проблема массовости в первую очередь, должна решаться за счет постановки настоящей детской физической культуры. Школьное физвоспитание – на безобразном уровне почти на всем постсоветском пространстве. На таком же жалком уровне детский спорт, который должен быть доступен каждому ребенку и подростку. Если ничего не произойдет на начальном этапе, то молодое поколение будет абсолютно неспособно заниматься спортом и физкультурой. И даже не будет в этом заинтересовано. Достаточно азарта компьютерных игр и "асек" в интернет-пространстве. Если не состоится ранний старт в мир состязаний и здоровья, говорить "догоним и перегоним" –бессмысленно.

– Мне кажется, что в России эта система поставлена с ног на голову. Ведь понятно, что любая пирамида, вершиной которой является большой профессиональной спорт, все равно должна основываться на некоем массовом развитии. Но когда безумные деньги вкладываются в безумные пиар-проекты, такие как Олимпиада в Сочи или чемпионат мира по футболу 2018 года… Совершенно понятно, что эти деньги вырываются из финансирования физкультуры и массового спорта. Сколько всего можно было бы построить, сколько тренеров и учителей спорта воспитать. А ведь в России еще огромная кадровая проблема с тренерским цехом и со спортивным менеджментом. Есть попытки пустить на управление каким-нибудь видом спорта олигархов – например, Михаил Прохоров взял под крыло биатлон, но пока результатов не видно. Не умнее ли было вложить эти деньги в развитие физкультуры? Или это обсуждение проблем в духе популизма?

– Давайте разделим два момента. Мне уже надоело возвращаться к разговору о "пирамиде советского спорта". Потому что, во-первых, там все было гораздо сложнее – подбор, подготовка спортсменов, вытаскивание их в сборную команду. Это были всегда проекты, которые разрабатывали и реализовывали ведущие тренеры, чиновники – гостренеры. А сам по себе массовый спорт, нареченный пирамидой, был важен в другом отношении. В массовых спортшколах готовились разрядники не очень высокого класса. Зато дети могли заниматься спортивной игрой, даже не имея заметных данных. Переходили из одного отделения в другое и жили настоящей спортивной жизнью.

– То есть, фактически это две программы: одна – массовый спорт, другая – профессиональный? Но отчасти они пересекались? Ведь где-то же нужно было брать талантливую молодежь?

– Отчасти – из контингента школ высшего спортивного мастерства. Были школы – интернаты спортивного профиля, в которые, которые приглашали перспективных. Была система подбора. Но нельзя считать, что некие гении естественным образом ползли по пирамиде выползали наверх, – этого не было и быть не могло. Но в прошлое смотреть уже нечего. "Вертикаль" спорткомитета на местах курировалась и контролировалась партийными органами. Ясное дело, это не воспроизводимо.

Пора уже понять, что не стоит равняться на былой опыт Спорткомитета в области подбора и отбору сборных команд. Существуют другие подходы. Подготовка олимпийского чемпиона как это бывает в Америке, в Канаде, – как правило индивидуальный финансовый проект, у которого есть умный расторопный менеджер, своя команда. Это все совершенно другие категории. Может быть, нынешняя российская система подготовки "надежа-бойцов" должна быть построена совсем по-другому. Но для этой цели нужна очень серьезная проектная работа. И при переходе к ней будут ущемлены десятки тысяч чиновников, которые прекрасно живут в этой системе.

– Но для этого, наверное, нужны еще и профессиональные менеджеры, которые знают толк в видении таких проектов? Мне кажется, что в России еще и с этими людьми существует некоторая проблема.


– Конечно, если мы выходим на новую организацию экономики, на новую организацию спорта, в том числе и спортивного досуга, нужны люди, которые просто являются профессиональными менеджерами. Таковых пока нет. Правда, в России сделан важный шаг. В прошлом году была создана Федерация спортивных менеджеров. Она стала, как совсем недавно сообщили, членом Международной ассоциации управления инфраструктурой для спорта и досуга. Вот та область, куда вроде бы шагает российский менеджмент. Федерация – отлично! Но это еще есть и показатель того, что наши университеты физкультуры, спорта и туризма, несмотря на обязательства, – менеджеров не готовят! Менеджеры вырастают где-то сами. И если будет создана система их связи, отношений, поддержки и т. д., – ну, это будет совершенно другой ход, дай Бог, чтобы так получилось. В этом отношении есть масса аналогий – менеджмент новых, конкурирующих систем успешно создавался за рубежом. Вопрос – кто и как это будет делать, и в каких масштабах. Но перестраивать систему или организовывать, развивать систему массовой физкультуры, спорта и досуга могут только менеджеры, выращенные в по-другому организованной школе. Пока толчком является Олимпиада в Сочи. Пошли разговоры о менеджерах, о связях и т. д. Задача ставится – достойно обеспечить и провести Олимпиаду 2014 года. Такой запал есть, хорошо бы эту энергию да в мирных целях.

– До Олимпиады в Сочи осталось не так много времени. Систему эту не выстроить. Во-вторых, даже если и выстроить, она не успеет, по-настоящему дать серьезный результат. Это все получится на обломках – старое разрушат, а новое построят ли?


– В менеджменте существует сложная и необходимая практика обеспечения развития в условиях воспроизводства. Когда что-то воспроизводится по-прежнему, а параллельно идут процессы развития – иногда очень опасные процессы. Полной гарантии развитие не дает. Отрицательный эффект всегда есть. Поэтому хорошо, если менеджмент движется параллельно. Есть "лаг" до Сочи. Он требует организационной поддержки и обеспечения. Но должен быть "лаг" и на будущее, где, по словам премьера, в России будет 70 процентов физкультурников. Это совершенно разные виды управленческой деятельности. Но доминирует ориентация на Сочи, хочется на форсаже въехать и на Олимпийские игры в Лондоне 2012 года. Правда, я боюсь, что при такой яростной целеустремленности в стороне останется витальная проблема: употребление физкультуры и спорта в деле российского здравостроительства.