Обозреватель РС Семен Мирский – о проблеме беженцев из Северной Африки

Беженцы из Туниса на острове Лампедуза, Италия, март 2011 г

В Европе обостряется проблема беженцев, хлынувших из охваченных волнениями стран Северной Африки. Многие из этих людей, перебравшись через Средиземное море, оказываются в Италии. Италия, требующая, чтобы другие европейские страны оказали ей помощь, пошла на экстраординарный шаг, выдав временные разрешения на пребывание большой группе беженцев из Туниса. Когда эти люди попытались отправиться с этими разрешениями во Францию, французские власти не пропустили через границу поезд с иммигрантами и заявили, что могут приостановить действие Шенгенского соглашения, предполагающего свободное перемещение между странами-участницами.

Эта тема станет центральной 26 апреля на встрече в Риме президента Франции Николя Саркози и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. О том, насколько угрожает проблема беженцев целостности Европы и как она влияет на внутриполитическую ситуацию в европейских странах, говорит обозреватель Радио Свобода Семен Мирский:

– То, что произошло с поездом эмигрантов из Туниса, задержанным французской полицией 17 апреля на границе между Италией и Францией, ни в коем случае не является сюрпризом. Ни основные документы Евросоюза, ни Шенгенские соглашения о безвизовом перемещении на территории стран-подписантов, заключенные в 1985 году, не предусматривают ситуации, подобной той, которая существует в настоящее время. А при отсутствии инструментов, четко закрепленных законом, и с учетом противоречий между национальными интересами отдельных стран членов ЕС мы имеем достаточно серьезный конфликт.

Дело в том, что и Париж, и Рим каждый по-своему располагает вполне убедительными аргументами. Италия говорит, что она не готова нести в одиночку бремя наплыва нелегальных эмигрантов из Северной Африки только потому, что остров Лампедуза, на котором высаживаются эти эмигранты, расположен всего в 130 км от побережья Туниса. А Франция не хочет играть роль отстойника, вынужденного принимать нелегалов, которых Италия не хочет иметь на своей территории.
Италия говорит, что она не готова нести в одиночку бремя наплыва нелегальных эмигрантов из Северной Африки. А Франция не хочет играть роль отстойника, вынужденного принимать нелегалов, которых Италия не хочет иметь на своей территории


– Как во Франции относятся к решению закрыть границу для этих мигрантов?

– Пьер Анри, президент Ассоциации "Франс. Тер. Дозиль" (Франция. Земля. Прибежище"), назвал конфликт между Парижем и Римом перебрасыванием из рук в руки горячей картофелины, обжигающей каждого из партнеров. Европейский комиссар внутренних дел Анна Цецилия Мальстрём, назвав действия французских властей легальными, указала в то же время на противоречивость создавшей ситуации. Но сознание того факта, что правы по-своему и те и другие, не мешает политическим деятелям по обе стороны франко-итальянской границы утверждать, что виновата только или главным образом другая сторона.

Так, крайне правая политическая партия Италии "Лига Севера" призвала по стопам инцидента с поездом к бойкоту французских товаров. Не осталась в долгу и лидер крайне правой французской партии "Национальный фронт" Марина Ле Пен, назвавшая решение итальянцев выдать временные визы десяткам тысяч беженцев из Туниса – "приглашением, направленным сотням тысяч других потенциальных беженцев". И далее дочь и наследница Жана-Мари Ле Пена сказала: "То, что произошло с поездом, демонстрирует безумие, заключавшееся в передаче национального суверенитета стран инстанциям Евросоюза".

– Означает ли это, что нынешний иммиграционный кризис ставит под удар само единство Европейского Союза?

– И да, и нет. Ставит – ибо конфликт еще не решен. Встреча на высшем уровне, конечно, – плод сознания того факта, что кризис весьма серьезен. В то же время я осмелюсь высказать гипотезу, что этот конфликт закончится компромиссом в той или иной форме. На чем, спросите вы, основано такое оптимистическое предположение? На прецедентах прошлого, ибо все конфликты в лоне Евросоюза – а их количество исчисляется тысячами – всегда заканчивались той или иной формой компромисса без явных победителей и побежденных. Это и есть, на мой взгляд, лучший довод в пользу существования Евросоюза, включая шенгенское пространство и визы. Они, как мы видели, с одной стороны, ущемляют национальный суверенитет государств, но зато позволяют одному отдельно взятому человеку свободно ездить без всяких виз и без мучительного ожидания на закрытых границах из одной страны в другую.

– Может ли наплыв беженцев из Северной Африки в Европу оказать влияние на внутриполитическую жизнь Франции, скажем, приведя к росту правых или даже ультраправых настроений?


– Проблема очень серьезная. Напомню, что в будущем году во Франции состоятся президентские выборы. По всем опросам общественного мнения, уже упомянутая Марина Ле Пен выйдет во второй тур голосования, то есть в первом туре у нее есть все шансы победить нынешнего президента Николя Саркози, который, как мы знаем, будет баллотироваться на второй президентский срок. Таким образом, международный инцидент, касающийся Франции и Италии, превращается в первостепенную проблему внутрифранцузской политики. В то же время я не стал бы брать назад то, что я называю моим оптимистическим сценарием: Европейский совет, уже десятилетиями привыкший решать конфликты путем компромисса, решит эту проблему и на сей раз.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы"