Потемкин XXI века

Владимр Путин за рулем "Лады-Калины"

38 неделя 2010 года на страницах американских еженедельников. Потемкин XXI века. Цель тысячелетия или прекрасная мечта? Не оставаться равнодушным. Неподражаемый Лагерфельд.

Великие иллюзии


За последнее время Владимир Путин совершил ряд геройских поступков,- пишет Newsweek. Он поразил специальным гарпуном серого кита, тушил лесные пожары в Подмосковье с пожарного самолета, тестировал новую "ладу" на новой транссибирской магистрали и, наконец, обсудил с западными экспертами проблемы России. Эксперты одобрили деятельность премьера. В реальности все обстояло не совсем так: путинскую "ладу" сопровождала сотня западных автомобилей с агентами службы безопасности, в валдайском форуме участвовали тщательно подобранные Кремлем эксперты. Кит, правда, был настоящий, и Путин действительно попал в него – с четвертой попытки. Политический театр существует не только в России, но здесь различие между фасадом и реальностью является просто разительным. Сегодня "потемкинские деревни" это не только фарс, но опасная тенденция. Миллиарды тратятся на гламурные проекты вроде горнолыжного комплекса в Сочи или инновационного города в Сколково. В то же время, в прошлом году объем российской экономики сократился на 8 %, из-за недостатка инвестиций производство нефти и газа снизилось до советского уровня.

Кремль систематически разрушает институты, способные оспорить официальную версию реальности – свободную прессу, парламентскую оппозицию, выборность губернаторов, независимый суд. Единственное окно в подлинную реальность – это российский Интернет, но постоянно им пользуются менее 25 % россиян. Опыт брежневской эпохи показал, что если правительство начинает верить в собственную ложь, оно перестает осознавать истинное положение вещей, и это приводит к коллапсу. Может быть, Путин и вправду отличный парень, а "лада" - автомобиль будущего. Но сейчас российские лидеры управляют страной, не опираясь на реальность, - предупреждает Newsweek.

СНВ-3 как дипломатический форум

Проблема нераспространения ядерного оружия по-прежнему является предметом дискуссии на международных саммитах. Эта тема является одним из пунктов повестки дня проходящей сейчас в Нью-Йорке 65 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Однако, пишет Time, освобождение планеты от ядерного оружия это лишь долгосрочная цель, к реализации которой человечество будет стремиться в новом тысячелетии. Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений, подписанный в апреле президентами США и России, является шагом на этом пути. Вскоре в сенате Соединенных Штатов начнутся дебаты по его ратификации. Они обещают быть жаркими, но, по мнению автора статьи, не затронут главных вопросов: зачем вообще нужно ядерное оружие через 20 лет после окончания холодной войны и сколько его необходимо иметь, чтобы обеспечивать политику сдерживания и выполнение обязательств США по отношению к союзникам по НАТО. Ведь даже очень незначительное количество ядерного оружия может нанести непоправимый урон человечеству. По словам Барака Обамы, если США и Россия будут продолжать сокращать свои ядерные арсеналы, другие ядерные страны могут последовать их примеру. Однако очень возможно, что результат окажется прямо противоположным, и другие страны захотят сравняться с крупными игроками.

Новый договор СНВ-3 предусматривает очень скромные сокращения ядерного арсенала обеих стран и не требует изменений политических курсов. Но он может стать форумом для дипломатического сотрудничества. А тщательно продуманная процедура инспекций поможет обеим сторонам создать атмосферу доверия – и контроля. Поистине значимые сокращения арсеналов могут произойти только после действительно значимых изменений в мировой политике, - считает Time.

Пиар пастора Джонса

В конечном итоге пастор Терри Джонс отказался от идеи сжечь Коран. Однако это – не конец истории, - пишет Time. Придут другие, фанатики и шарлатаны, воодушевленные тем, с какой легкостью проповедник, имевший около полусотни приверженцев, привлек к себе внимание Белого дома, пентагона, Ватикана, а также практически всех телеканалов, газет и блогеров. В наше время человеку, вознамерившемуся добиться определенной цели, вовсе не нужны миллионы долларов для продвижения своих идей. Сара Пэйлин инициировала дебаты по реформе здравоохранения при помощи Facebook. Пастор Джонс вызвал бурю, использовав Twitter. В Соединенных Штатах свобода слова защищена более надежно, чем где бы то ни было в мире. Высказывания, провоцирующие насилие, конституцией не защищены. Но как отличить злонамеренность от упования? Как отключить кислород и одновременно не задушить права, которые мы охраняем?

Пресса избегает выражать ту или иную точку зрения, оправдывая свою позицию тем, что ее дело – лишь освещать конфликты. Но сегодня любой человек, имеющий смартфон и беспроводной интернет, может отправить сообщение или изображение, которое становится известным во всем мире. Это самый быстрый способ выражения своего мнения. Лидеры левого и правого толка, религиозные и общественные деятели, деятели культуры – все встали на защиту американских ценностей и священной книги мусульман. Поэтому есть надежда, что в нашей стране яростные баталии могут разрешаться без насилия, - заключает Time.

Дом Карла

Мир высокой моды озабочен вопросом о том, кто может заменить Карла Лагерфельда на посту главного дизайнера дома Chanel, который он занимает с 1983 года. Как пишет Newsweek, руководство Chanel отрицает, что ищет преемника великого кутюрье, которому недавно исполнилось 77 лет. Сам он, правда, утверждает, что всего 73. В марте этого года он представил свою 53-ю коллекцию одежды для массового производства, в мае – коллекцию одежды для отдыха, а 10 сентября, в свой день рождения, получил специальную премию нью-йоркского Института технологии моды. После смерти Gabriel „Coco“ Chanel в 1971 году приход Лагерфельда ознаменовал новую эпоху модного дома. Он обладал классическим образованием в области дизайна и опытом создания коммерческой линии одежды для массового производства. Он сохранил стиль Chanel, придав ему моложавость и дерзость. К концу 80-х брэнд Chanel стал самым популярным в индустрии моды

Chanel остается самой сильной компанией в отрасли. Она находится в частном владении и хранит в тайне свои доходы и планы на будущее. Эксперты называют несколько претендентов на пост Лагерфельда, но никто из них не отвечает на вопросы журналистов. Когда время все-таки придет, заменить Карла Лагерфельда будет невероятно сложно. Сегодня он, последний действующий кутюрье старой школы, продолжает творить и экспериментировать "Никто не может сравниться с ним. Никто",- цитирует Newsweek редактора журнала Vogue.