А в ответ тишина. В Беларуси идут обыски у давно уехавших активистов

Члены белорусского Координационного совета (коллаж белорусской редакции Радио Свобода)

У представителей белорусской оппозиции прошли обыски по "делу Координационного совета". Из сообщения Следственного комитета Беларуси следует, что проверка проводится в отношении более ста лиц.

Обыски прошли у людей, так или иначе связанных с Координационным советом белорусских демократических сил. Все они находятся за пределами страны. В Следственном комитете заявили, что якобы один из участников протестов вернулся в Беларусь, привёз списки членов КС, поэтому в деле появились новые фигуранты. Обыски прошли на фоне подготовки к выборам в Координационный совет.

Радио Свобода разбирается, почему режим Александра Лукашенко решился на такую операцию именно сейчас, что и кому он пытается этим сообщить и действительно ли выборы в Координационный совет могут угрожать режиму.

Что произошло?

В Минске и других городах Беларуси 28 ноября прошла серия обысков у людей, связанных с Координационным советом и покинувших Беларусь. Силовики приходили по адресу прописки. ГУБОПиК (Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией) провёл обыск у аналитика и члена КС Сергея Чалого. Обыски прошли и у членов Народного антикризисного управления, а также у директора НАУ - Павла Латушко – члена президиума первого состава Координационного совета, сформированного ещё в разгар протестов 2020 года. 25 февраля 2023 года Латушко покинул КС.

Сергей Чалый

Помимо этого обыски прошли у пресс-секретаря Светланы Тихановской Анны Красулиной, делегатов Координационного совета Михаила Таубе и Юрия Губаревича, а также у правозащитника Романа Кисляка. Рейды проходили одновременно.

Что такое Координационный совет?

  • Организация, созданная белорусской оппозицией 14 августа 2020 года в ответ на фальсификацию президентских выборов в Беларуси. Её целями на момент создания были "мирный транзит власти" и "преодоление политического кризиса" в Беларуси.
  • КС изначально состоял из президиума (7 человек), основного состава (32–35 человек) и расширенного. В КС вошли политические, общественные деятели, предприниматели, представители рабочего движения и другие активисты. В президиуме Совета были, среди прочих, Павел Латушко, писательница Светлана Алексиевич, одна из лидеров белорусской оппозиции в ходе протестов 2020 года Мария Колесникова и правозащитник Максим Знак. 6 сентября 2021 года суд в Минске приговорил Марию Колесникову к 11 годам лишения свободы, Максима Знака – к 10 годам. О судьбе Колесниковой и Знака не поступало никакой информации почти 300 дней.
  • Часть основателей и участников КС находятся в заключении, часть выехали за границу и продолжает политическую деятельность, часть ушли из политики.
  • 9 августа 2022 года состоялась реорганизация КС. Его главной задачей стала разработка "программных и стратегических документов, организация обсуждения общественно важных вопросов, международное сотрудничество и подготовка и обсуждения концепций развития Беларуси".
  • В состав второго созыва КС с 8 февраля 2023 года на год вошли 25 членов основного состава КС первого созыва, 15 самовыдвиженцев или же "выдающихся белорусов", а также 75 делегатов от гражданской общественности и демократических сил. КС делится на секторы и фракции. Как такового президиума в КС больше нет, руководство осуществляется Совещанием фракций. Выборы в состав КС второго созыва не проводились "в целях безопасности избирателей".
  • Делегатов третьего и последующих созывов будут избирать путём "всеобщего, прямого, равного и тайного голосования". Выборы пройдут в марте 2024 года.

Белорусские силовики заявили, что в деле о "радикальных ячейках", которые хотели "захватить государственную власть в Беларуси", есть новые имена, о которых ранее не было известно следствию. Общее количество подозреваемых выросло до ста человек – их имена не раскрываются.

Список с именами неизвестных ранее членов Координационного совета (на сайте КС действительно отображены не все его члены – это сделано в целях безопасности) якобы передало силовикам "раскаявшееся лицо", которое ранее состояло в Координационном совете, а по возвращении в Беларусь "инициативно предоставило расширенный список беглых преступников". Подтвердить или опровергнуть наличие каких-либо списков у белорусских силовиков не представляется возможным.

В Следственном комитете отметили, что помимо обысков власти устанавливают "наличие у подозреваемых имущества и недвижимости" на территории Беларуси "с целью последующего наложения ареста". В тексте отмечается, что в дальнейшем может быть запущена процедура "специального производства для обеспечения принципа неотвратимости наказания и возмещения вреда, причиненного преступными действиями". Фактически речь идёт о конфискации имущества.

По данным белорусских правозащитников, к людям, якобы связанным с КС, приходят с постановлениями на обыски по шести статьям Уголовного кодекса РБ:

  • "Измена государству" – до 15 лет лишения свободы;
  • "Заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти" – вплоть до смертной казни;
  • "Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь" – речь идёт в первую очередь о призывах к санкциям против Беларуси. Статья предусматривает до трёх лет лишения свободы;
  • "Создание экстремистского формирования" – до семи лет;
  • "Финансирование экстремистской деятельности" – до шести лет лишения свободы;
  • "Содействие экстремистской деятельности" – до шести лет.

Директор НАУ Павел Латушко, у которого ранее прошли обыски, утверждает, что его команда собирается и дальше системно и целенаправленно добиваться привлечения Лукашенко и его окружения к ответственности за "преступления против белорусов и украинцев". По его мнению, непрекращающиеся репрессии свидетельствуют о том, что демократические силы Беларуси обладают силой. "Если бы мы были слабые, то зачем было бы режиму тогда атаковать нас, наших близких, наших родных? И это ещё раз показывает ужасную суть этого режима, который просто использует практикую сталинских репрессий 30-х годов прошлого века. Но мы же знаем, что история меняется. Я убеждён, что победа будет за нами", – отметил Латушко в комментарии "Белсату".

Павел Латушко

Как отметила Анна Красулина, пресс-секретарь Светланы Тихановской, в комментарии Белорусской службе Радио Свобода, власти Беларуси никак не уведомили её об обыске – она узнала о нём из СМИ.

"Это показывает, что у режима нет никаких других инструментов – только такие акции и репрессии. Ничего другого из возможностей у него не осталось: ни в экономике, ни в социальной жизни, ни в политике – внутренней и внешней. Единственное, что осталось, – дубинка. Но ею ты ничего не создашь, только разрушишь. Подобные погромы – свидетельство слабости и приближающегося конца", – сказала Красулина.

В Координационном совете назвали обыски 28 ноября явным нарушением основных прав человека и демократических свобод.

Спикер КС Андрей Егоров

"Лукашенко боится честных выборов, строительства альтернативных институтов власти. Действия режима ярко демонстрируют важность для белорусов и будущего нашей страны выборов в Координационный совет. Противопоставляя себя демократии, Лукашенко показывает, что его так называемые выборы – это только постановка, где нет места справедливости, законности и реальному волеизъявлению", – заявил спикер КС Андрей Егоров.

Что за "раскаявшееся лицо"?

Белорусским силовикам уже удавалось при помощи информаторов получать данные об оппозиционно настроенных белорусах. Например, в сентябре 2020 года сотрудник ГУБОПиК Артур Гайко под видом сотрудника одного из белорусских банков вступил в проект "Черная книга Беларуси", который занимался публикацией личных данных силовиков, причастных к репрессиям. В результате по наводкам Гайко было задержано как минимум 32 человека.

В случае с "делом Координационного совета" информацию силовикам якобы передал бывший член КС – его имя не называется.

В сентябре на провластном телеканале вышел сюжет про бывшего члена КС Александра Пипкина, который вернулся в Беларусь после обращения в "комиссию по возвращению". При этом пресс-служба КС опровергла информацию о причастности Пипкина к организации. Там заявили, что КС проводит верификацию участников, чтобы проверить информацию Следственного комитета.

Позже в телеграм-канале, связанном с ГУБОПиК, появилась серия постов, в которых были явные намёки на то, что информатором была Ольга Ковалькова, входившая в президиум первого состава КС, а ныне член организации. Она якобы вернулась в Беларусь и передала силовикам информацию о членах КС. Позже в этом же канале появилось опровержение этой информации. Администраторы заявили, что это была "шутка", а информатором на самом деле был кто-то другой.

Эту информацию в разговоре с Радио Свобода опровергает и спикер КС Андрей Егоров:

"Ну это чушь, конечно. Очевидная попытка породить подозрения, усугубить внутренние противоречия и заставить начать в КС "охоту на ведьм", вместо подготовки к выборам", – сказал он.

Ольга Ковалькова

Обыски - для кого и почему именно сейчас?

Член КС Юрий Губаревич, по прошлому месту жительства которого тоже пришли силовики, считает, что режим решил провести данную акцию, чтобы запугать белорусских оппозиционеров за рубежом. Он отмечает, что никто из членов второго созыва КС и так не находится в Беларуси (это было обязательным условием для вступления в КС второго созыва, исключение сделано только для политических заключенных), поэтому у режима попросту не остаётся других рычагов воздействия.

"Тут нет даже какого-то персонального подхода. Мне эта ситуация напоминает лето 2021 года, когда обыски проводились у целого ряда представителей гражданских организаций – прежде всего в офисах организаций и у их руководства. Члены правозащитного центра "Вясна" так и остались за решёткой. К сожалению, люди уже просто привыкли к подобным ситуациям: как те, что находятся за границей, так и те, кто остался в Беларуси. Если бы подобные акции имели нужный эффект, то режим бы уже давно успокоился. Но, как мы видим, этого не произошло, поэтому акции устрашения и репрессии продолжаются", – сказал в эфире Белорусской службы Радио Свобода Губаревич.

Обозреватель Белорусской службы РС Валерий Карбалевич отмечает несколько причин прошедших обысков:

  • Происходит рутинный процесс углубления и расширения политических репрессий.
  • Силовики пришли по адресам людей, которые давно уехали из Беларуси. Но вчерашние обыски, по мнению Карбалевича, показывают, что деятельность политических структур демократической оппозиции за границей несёт для власти опасность, с какой необходимо бороться. Они эту угрозу признают и внимательно за ней следят.
  • Деятельность белорусской оппозиции и так на слуху. Сегодня свои функции выполняет второй состав КС, а на очереди – выборы в третий. Насколько этот процесс принесёт политические успехи и привлечёт граждан Беларуси – другой вопрос, но власти воспринимают его всерьёз.


Карбалевич отмечает, что у этой "операции" есть несколько адресатов:

  • люди, которые живут в Беларуси, но планируют участвовать в выборах в КС. Их власти планируют запугать секретными списками всех участников оппозиционного избирательного процесса;
  • люди, которые выехали из Беларуси, но планируют либо стать членами КС, либо по крайней мере проголосовать на выборах. Таким белорусам хотят "напомнить", что у них в стране осталась семья, родственники и/или недвижимость.