331-й выпуcк подкаста "Музыка на Свободе" посвящен британской певице Пи Джей Харви. Первую часть ее биографии, описанной Артемием Троицким, читайте здесь.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Итак, шестой альбом Пи Джей Харви с не очень переводимым "междометийным" названием Uh Huh Her. Записывался урывками на протяжении двух лет в родном Дорсете и вышел в июне 2004 года. И вновь – смена стиля и настроения. В каком-то отношении альбом возвращается к минималистичным, скромно звучащим ранним записям – тем более что Полли сама всё и продюсировала, причём практически в домашних условиях, и сыграла на всех инструментах, кроме ударных. Лишнее подтверждение этому – вторая сторона сингла с новой песней Shame, где автор поместила свою не изданную ранее запись 1991 года. Песенка называется Dance и воспринимается абсолютно органично.
Следующий лонгплей Пи Джей Харви, White Chalk, удивил ещё больше: фактически это никакой не рок, а камерная музыка – романсы и баллады под пианино, очень чувственные и исполненные высоким, почти "классическим" голосом. С этой акустической программой Полли Джин приехала в июне 2008 года на свои вторые российские гастроли (первые, с полным электрическим составом, состоялись в 2003); выступила в Москве и Петербурге в небольших театральных залах – во МХАТе и ТЮЗе, если я правильно помню. Мы провели в её компании несколько незабываемых дней, а замечательный питерский художник Коля Копейкин в Пи Джей отчаянно влюбился.
Восьмой сольный альбом (незадолго до него увидела свет ещё одна совместная работа с Джоном Пэришем – A Woman A Man Walked By) вышел в феврале 2011 года и стал, пожалуй, самым знаменитым в текущей карьере Пи Джей Харви. Называется шедевр Let England Shake – “Пусть Англия вздрогнет” – и Англия действительно вздрогнула. Это первый в биографии артистки тематический ("концептуальный", как иногда говорят) альбом. Тема – война в британской истории, со средневековых времён до актуальной в те годы афгано-иракской интервенции. Харви сама сочинила все песни, хотя звучат они то как народные баллады, то как военные марши, то как пацифистские гимны. В рецензиях критики поминали то Фрэнсиса Копполу, то даже Эрнеста Хемингуэя. В Британии Let England Shake стал главным музыкальным событием года и, полагаю, до сих пор может претендовать на звание главного английского альбома 21-го века. Песня “Большие пушки зовут меня вернуться” была записана одновременно со всем материалом альбома, но вышла только на стороне Б сингла “Слова, что творят убийство”.
The Hope Six Demolition Project, девятый альбом певицы (апрель 2016 года), вновь посвящён одной тематике, на сей раз социальной – бедности, бездомности и неспособности государственных служб с этим справиться. Конкретный повод – этот самый "Проект Hope 6": снос ветхого жилья в криминогенных кварталах и постройка "нового быта", на который у трущобных обитателей просто нет денег. Релиз альбома сопровождался фотовыставкой документалиста Шимуса Мёрфи на данную тему. При всём уважении к поднятой проблематике следует с сожалением признать, что в музыкальном отношении альбом получился блёклым.
В 2016–2017 годах Пи Джей Харви много гастролировала с большим (9 человек) составом, причём на концертах много играла на саксофоне. Параллельно занималась "побочной" студийной работой – в основном, записывая музыку для театра, кино и ТВ. В частности, выпустила целый саундтрек преимущественно инструментальной музыки для театральной постановки “Всё о Еве”. Оттуда – трек The Sandman: запись 2019 года и вроде бы последняя, сделанная ею в рамках контракта с Island Records.
Более семи лет пришлось ждать десятого альбома, но оно того стоило. Сама Полли Джин признавалась, что работа над лонгплеем идёт медленно и непросто. О релизе она оповестила общественность за год до, и вот наконец юбилейный сольник увидел свет в июле 2023 года. Называется I inside the old year dying: можно перевести как “Я внутри умирающего старого года”. Или “Я, умирающая внутри старого года”… Мне очень нравится эта пластинка. Она странная – самая загадочная и непонятная из всех, созданных Харви. Стиль определить невозможно – экспериментальная, очень неортодоксальная по звучанию музыка с уклоном то в рок, то в поп, то в фолк. Послушайте заглавную песню и попробуйте описать.
Пи Джей Харви – одна из самых небанальных артисток на сегодняшней мировой эстраде. Непредсказуемая, всегда в творческом поиске, озабоченная мировыми проблемами, она напоминает великих культурных лидеров недавнего (но, увы) прошлого – Леннона, Боуи, Лу Рида… Недаром в интервью она периодически вздыхает: "Большинство музыкантов, которые мне нравятся, уже умерли…" К счастью, сама Полли Джин жива, здорова и пребывает в прекрасном креативном тонусе. И пусть всегда будет так! Напоследок послушаем ещё одно удивительное произведение из последнего альбома – “Детский вопрос, июль”.
Плейлист "Музыки на Свободе" #331
1. Quasi (USA). Nowheresville. LP BREAKING THE BALLS OF HISTORY (Sub Pop)
2. Schrecken & Peter Kutin ft Pippa Galli (Austria). The trouble with eternal love. LP THE TROUBLE WITH BEING BORN (Ventil)
3. The Monks (UK). Nice legs, shame about her face. LP NO SHAME – THE COMPLETE RECORDINGS (Cherry Red)
4. The Monks (UK). Space fruit. LP Ibid
5. Cserepes (Hungary). You have to go. LP PINK (Fono)
6. PJ Harvey (UK). Dance. LP B-SIDES, DEMOS & RARITIES (Island)
7. PJ Harvey (UK). The big guns called me back again. LP Ibid
8. PJ Harvey (UK). The Sandman. LP Ibid
9. PJ Harvey (UK). I inside the old year dying. LP I INSIDE THE OLD YEAR DYING (Partisan)
10. PJ Harvey (UK). A child’s question, July. LP Ibid
11. Olli Hänninen & Sami Hynninen (Finland). Chamber of pounding. LP CHAMBERS (Svart)
12. Lina (Portugal). In labirinto. LP FADO CAMOES (Galileo)
13. Roger Matura (Germany). Roter Mohn. LP ROTER MOHN (Ozella)
14. Xeno & Oaklander (USA). Poison. LP VIDEO (Dais)