Новым митрополитом Симферопольским и Крымским стал "духовник Путина" Тихон (Шевкунов). Это может привести к превращению православной церкви в аннексированном Россией Крыму в главный инструмент пропаганды войны и "русского мира". На фоне этого назначения Русская православная церковь начала процесс по сути аннексии церковных территорий на оккупированных землях юга и юго-востока Украины, которые раньше подчинялись киевскому митрополиту.
Шевкунов сменил на посту правящего архиерея митрополита Лазаря (Швеца), который руководил крымским православием с 1992 года. Новый крымский митрополит до своего назначения неоднократно бывал в Крыму и даже написал пьесу о Херсонесе Таврическом, по которой в Севастополе поставили спектакль "Грифон". Тем не менее это были гостевые визиты, поскольку в тот момент аннексированный Россией Крым по-прежнему оставался в ведении Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ (МП).
После событий 2014 года высшее духовенство Русской православной церкви не стало перекраивать церковные границы – с точки зрения церковных канонов Крым оставался территорией Украины. Тем не менее, это было сделано намеренно: структура УПЦ (МП) использовалась Кремлем как своего рода сеть для ретрансляции и поддержки интересов "русского мира". Некоторые клирики и священники УПЦ (МП) сотрудничали с российскими войсками после начала полномасштабного вторжения России в Украину. Пока в Украине вынесли всего несколько приговоров: обвиняемые как правило соглашались на включение в списки на обмен и впоследствии были выданы России. В случае настоятеля храма УПЦ (МП) в Лисичанске в суде удалось доказать, что сотрудничество священнослужителя с органами подконтрольной России "ЛНР" началось еще в 2014 году после поездки в Москву и продолжалось после начала полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году.
В аннексированном Крыму после начала полномасштабной войны и передачи крымских приходов в состав РПЦ (в России теперь эта церковная территория называется Крымская митрополия, что не было признано другими православными церквями мира) местные власти усилили давление на независимую от Москвы Православную церковь Украины (ПЦУ). В мае назначенные Россией чиновники захватили принадлежащий ПЦУ собор Святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги в Симферополе. По версии российских властей, это было сделано "на законных основаниях": община ПЦУ не зарегистрировалась в российском правовом поле и у нее закончился срок аренды здания.
После 2014 года собор и местная община ПЦУ (ранее – Украинской православной церкви Киевского патриархата) оставались центром украинской идентичности в Крыму. Поэтому оккупационная администрация методично выдавливала общину с полуострова: за годы аннексии число приходов ПЦУ в Крыму сократилось в шесть раз. В 2019 году, когда у верующих пытались отобрать храм в Симферополе, за них вступился Комитет ООН по правам человека. После того как Россия начала большую войну, храм был захвачен Московским патриархатом. Когда община ПЦУ была выселена из храма, российское правительство Крыма передало здание собора Святых Владимира и Ольги Русской православной церкви – чтобы сохранить "целевое назначение помещений". В ответ на действия российских властей представительство президента Украины в Автономной республике Крым потребовало "прекратить системные нарушения права на вероисповедание прихожан Православной церкви Украины".
Еще до начала войны и сразу после появления так называемой Крымской митрополии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец) продолжал участвовать в соборах и других мероприятиях УПЦ (МП). Правда, с табличек на дверях многих крымских храмов убрали упоминания об украинской церкви, оставив только словосочетание "Московская патриархия", а церковное имущество в Крыму перерегистрировали в российском юридическом поле. Затем Украинская православная церковь объявила о своей полной независимости от Московского патриархата. Тем не менее, это решение по украинским законам должно было быть зарегистрировано в государственных органах, но этого не произошло. Несмотря на отсутствие документов о независимости бывшей УПЦ (МП), Священный синод РПЦ исключил крымские приходы из состава УПЦ (МП) и переподчинил их напрямую Москве.
Руководить новой аннексированной церковной структурой поначалу оставили Лазаря (Швец). В 2014 году он не протестовал против аннексии Россией Крыма и выразил лояльность оккупационным властям полуострова. Однако полного контроля над митрополитом, которого в прежние годы крымские активисты обвиняли в "слишком проукраинской" позиции, не было ни у светского, ни у духовного начальства. Именно с этим связано его "освобождение на покой" и назначение на его место человека, близкого к президенту России.
"Главная причина назначения Шевкунова – это политическое недоверие к митрополиту Лазарю и необходимость контроля над церковными ресурсами в Крыму. Война также сыграла определенную роль. Центральным властям РФ требуется контроль над всеми ресурсами на полуострове. Ведь в случае бегства из Крыма кто-то надежный из их круга должен обеспечить вывоз ценностей и средств. Фактически этим назначением российская пропагандистская машина продемонстрировала недоверие к крымчанам, имеющим полномочия местных властей", – заявил Радио Свобода главный редактор газеты "Крымская светлица", представитель Краевого совета украинцев Крыма Андрей Щекун.
Одной из главных задач митрополита Тихона на новом месте будет установление контроля над расходованием средств, выделенных на пропагандистские проекты. С 2021 года в аннексированном Севастополе идет строительство нового историко-археологического парка "Херсонес Таврический". На его территории среди прочего появятся паломнический центр и музей христианства. Работы ведутся в охранной зоне Херсонесского заповедника, что приводит к уничтожению культурного и археологического ландшафта. Реализацией проекта занимается Фонд поддержки гуманитарных наук "Моя история", чье руководство тесно связано с митрополитом Тихоном.
"Шевкунов умеет отмывать бюджетные и бизнес-средства, которые российские власти предоставляют в поддержку церкви. Как мы знаем, РФ выделяет немалые средства под Херсонес, фактически разрушая культурное наследие Украины, входящее в [список объектов Всемирного наследия] ЮНЕСКО. Средства выделяются, а контроль над ними не установлен. Еще до начала [полномасштабной] войны Шевкунов неоднократно приезжал в Севастополь с Путиным. Он же лоббировал [финансирование]. Поэтому он и займется контролем", – полагает Андрей Щекун.
Появление в Крыму еще одного путинского "местоблюстителя" может означать желание российских властей более эффективно задействовать ресурс православной церкви для пропаганды войны. "То, что Москва будет максимально использовать опыт нового крымского архиерея как идеолога и пропагандиста идей "русского мира", не вызывает никаких сомнений", – уверен Евгений Сависько.
На протяжении последних девяти лет крымчане подвергались усиленной идеологической обработке со стороны Кремля. Несмотря на это, среди них оказалось немалое число противников российской агрессии. РПЦ активно участвует в продвижении провоенных нарративов. Крымские священники служат молебны о победе российской армии, проводят наставительные беседы с военнослужащими и благословляют их перед отправкой "в боевую командировку", а благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта прошлой осенью участвовал в открытии "аллеи героев СВО" (так российские власти называют войну против Украины). При этом реальные проблемы православных приходов на оккупированных территориях не упоминаются, не говорится о репрессиях в отношении священников ПЦУ, о них не пишут в официальных СМИ и не рассказывают прихожанам в храмах.
В других регионах юга и востока Украины многие православные церкви и монастыри, как относящиеся к УПЦ (МП), так и ПЦУ, оказались непосредственно в зоне боевых действий. За первый год большой войны российские военные полностью уничтожили, повредили или разграбили по меньшей мере 494 религиозных сооружения, свидетельствуют данные, собранные украинским Институтом религиозной свободы.
Подавляющее большинство из них расположено на территориях, которые находились или по-прежнему находятся под российской оккупацией. Примерно треть разрушенных религиозных сооружений (143 объекта) принадлежат Украинской православной церкви, аффилированной с Московским патриархатом, притом что сам патриарх Кирилл фактически благословил военное вторжение в Украину.
Процесс перевода украинских епархий, расположенных на оккупированных территориях, в прямое подчинение Московскому патриархату начался в октябре прошлого года. К настоящему моменту РПЦ переподчинила себе Ровеньковскую и Свердловскую (Луганская область), а также Бердянскую и Приморскую епархии (Запорожская область). При этом архиепископ Ровеньковский и Свердловский Аркадий (Таранов) сохранил свой пост после перехода в РПЦ, а глава Бердянской и Приморской епархии митрополит Ефрем (Яринко) это решение не поддержал, и на его место из Москвы назначили другого епископа – Луку (Волчкова). Еще четыре епархии, расположенные на оккупированных территориях, – Донецкая и Мариупольская, Горловская и Славянская, Луганская и Алчевская, а также Новокаховская и Геническая – по-прежнему остаются в составе УПЦ (МП), хотя их руководители поддержали незаконную аннексию частей Донецкой и Луганской областей.
Большинство церковных иерархов в оккупированных регионах открыто против новой власти не выступили. Одним из редких исключений стал митрополит Бердянский и Приморской Ефрем (Яринко), отказавшийся переходить в подчинение РПЦ и выехавший за границу. Более того, некоторые епископы активно поддержали Россию: в частности, митрополит Луганский и Алчевский Пантелеймон (Поворознюк) в сентябре прошлого года присутствовал в Москве на церемонии по случаю аннексии части четырех областей Украины, оккупированных российскими войсками.
Неудивительно, что этот поступок вызвал соответствующую реакцию украинских властей. В декабре 2022 года президент Украины Владимир Зеленский своим указом ввел санкции против митрополита Пантелеймона и еще шестерых высокопоставленных клириков УПЦ (МП).
В санкционном списке среди прочих оказался митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко). Часть приходов его епархии весной 2022 года оказалась под российской оккупацией, хотя сам он находится на подконтрольной Украине территории. В своих заявлениях, опубликованных на епархиальном сайте, митрополит Лука не называет Россию агрессором и призывает "лидеров стран – участников военного конфликта сесть за стол переговоров". Осуждения в адрес российских военных он не выразил даже после того, как 18 октября в результате российского ракетного удара был поврежден Покровский кафедральный собор в Запорожье. Епископ сослался на то, что не является "специалистом в баллистике и вооружении".
Другой фигурант санкционного списка, архимандрит Иоанн (Прокопенко), настоятель мужского монастыря Святого Саввы Освященного во временно оккупированном Мелитополе, этой весной попал в поле зрения Службы безопасности Украины. Ему предъявили подозрения в коллаборационизме. По данным следствия, клирик оказывал содействие оккупационным российским властям и участвовал в организации непризнанного международным сообществом и Украиной референдума на оккупированной Россией части Запорожской области. Если вина Прокопенко будет доказана, ему грозит до 12 лет заключения.