В Орске самый большой паводок за всю историю, говорят местные жители, и, по данным правительства региона, обстановка развивается по наихудшему сценарию: вода прибывает по 40 сантиметров в сутки. Объявлен режим чрезвычайной ситуации федерального масштаба. Местные жители жалуются на отсутствие предупреждений о наводнении и маленькие компенсации.
Глава МЧС Александр Куренков в ответ обвиняет жителей: якобы они сами пропустили эвакуацию. Путин тем временем обсуждает с главой Росрыболовства сельдь. Наводнение в Орске – технические недоработки в дамбе или во всем виновата природа? В прямом эфире обсуждаем с геологом Константином Ранксом и политиком Олегом Степановым. Ведущий – Артём Радыгин.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Ситуация развивается по наихудшему сценарию
Артём Радыгин: Это площадь у памятника Ленину в Орске, там около сотни местных жителей требуют, чтобы власти увеличили выплаты тем, чьи дома затопило водой. Сейчас компенсация всего от 50 до 100 тысяч рублей. На митинге жители Орска скандируют, что дамба, которая защищает город, построена с нарушениями. К протестующим вышел мэр Орска. Он рассказал им, что власти соберут комиссию, которая оценит ущерб каждому человеку. Но люди на площади не встретили эти обещания тепло.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Артём Радыгин: И вот еще один фрагмент, уже возле мэрии.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Артём Радыгин: Это мы видели, как местные жители спорили с полицией, которую администрация выстроила перед мэрией. Но все-таки нескольких человек администрация Орска впустила в мэрию, и там они озвучили свои претензии уже главе города и губернатору области.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Артём Радыгин: А теперь переместимся к реке Урал и посмотрим на дома в зоне подтопления.
Больше 10 тысяч домов уже под водой
Артём Радыгин: Это видео сегодня днем снял один из жителей Оренбургской области. 5 апреля там возле города Орск река Урал прорвала дамбу, которая защищает город от воды. Днем позже дамба развалилась еще в двух местах возле старого центра Орска. Вчера Путин отправил в Орск главу МЧС Александра Куренкова. И вот такой сюжет о его работе сделало федеральное телевидение.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Река Урал очень большая и сложная
Артём Радыгин: "Придется помогать людям", – жалуется глава МЧС. А помогать придется, ведь ситуация с каждым днем только хуже. Гидрометцентр России прогнозирует, что уровень воды продолжит рост на 40 сантиметров в день, и так до 10 апреля. Больше 10 тысяч домов уже под водой. Местных якобы уже предупреждали заранее. Мой коллега Иван Воронин поговорил с жительницей города Орска Анной (ее имя мы поменяли для безопасности). Анна и ее семья буквально сидят на чемоданах, готовые к эвакуации, о которой, по ее словам, заранее никто не предупреждал.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Артём Радыгин: Подробнее о хронологии наводнений, эвакуации людей и животных, а также о том, как власти Оренбургской области пытаются остановить воду, смотрите в нашем сюжете.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Артём Радыгин: О последствиях паводка мы поговорим с геологом Константином Ранксом. Наверное, вопрос, который сейчас волнует больше всего: куда идет вся эта вода и чего нам ждать дальше?
"Придется помогать людям", – жалуется глава МЧС
Константин Ранкс: Она идет по руслу реки Урал. Эта река очень большая, 2500 километров, и очень сложная. Дело в том, что есть зоны, где она широко разливается, у нее даже есть свой каньон ниже Орска по течению. Река сложная, и сложные метеорологические условия. Для этого региона, как и для многих других регионов России, характерно, с одной стороны, мощное половодье весной, а с другой стороны, потом наступает засуха в летнее время. То есть то густо, то пусто. И вот из этой ситуации все время пытаются выйти. Строительство водохранилищ как раз и предполагает две функции: весной нужно как-то уменьшить удар от этих талых вод, а потом эту же воду сохранить, чтобы использовать для орошения и водоснабжения летом.
Смотри также В Омской области затопило минимум пять сёл в трёх районахАртём Радыгин: Чиновники как раз говорили про водохранилище: они знали, что идет весна, будет таять снег и лед, поэтому спускали воду с водохранилища. Там были цифры: спускали полторы тысячи кубометров в секунду, а вообще могли две с половиной тысячи. Они начали это делать буквально за несколько дней до прорыва дамбы. Почему нельзя было раньше сбрасывать воду?
Константин Ранкс: Всегда получается, что мы сильны задним умом. Конец марта, начало апреля, резкое повышение температуры до 20 градусов – это аномалия. Еще в 2008 году вышел первый доклад Гидромета России, где говорилось о том, что наблюдается изменение климата и в связи с этим будет меняться ситуация, в том числе увеличится риск наводнений. В 2014 году это было подтверждено. Заметьте, что были мощнейшие наводнения на Дальнем Востоке, на Алтае, в других местах.
В такой зоне не должно быть постоянного капитального жилья
В 2014 году построили эту дамбу, и я согласен с тем мнением, что это была формальность: нужно готовиться, сверху спускают команду, что-то там построено высотой 5,5 метра. Но я напомню, что в 1942 году высота подъема воды была 9 с лишним метров! То есть, по идее, если вы начинаете проектировать, то как минимум нужно строить дамбу, рассчитанную на повторение того, что уже было. А с учетом рекомендаций Росгидромета нужно делать ее еще выше. Не можете – трубите во все колокола! Но, к сожалению, чиновник все время хочет быть весьма сервильным, ни в коем случае не беспокоить вышестоящее начальство.
Артём Радыгин: Какие есть угрозы для людей, которые либо оказались, либо, возможно, окажутся в ситуации паводка или наводнения, кроме того, что вода смывает людей и дома?
Константин Ранкс: Здесь мы видим, по сути, "тихое" наводнение. Вода поднимается медленно, нет этой стены, какую мы видели десять месяцев назад в Италии (но там это было после дождей). В прошлом году было супернаводнение в Китае и в других местах мира. Примерно 20% всего населения Земного шара живет в зоне риска наводнений. Наводнение – это самое страшное, самое опасное природное действие, которое всем нам угрожает. По этой причине и относиться к этому нужно с высочайшим уровнем ответственности.
Понятно, что простая дамба – насыпали землицы трапециевидной формы – вроде должна держать. Но ведь проект проекту рознь, нужно учитывать ситуацию.
Наводнение – самое опасное природное действие, которое всем нам угрожает
Еще один вариант: расселение людей из пойменной зоны. Раз мы знаем, что в этом месте уже с XVIII века были мощные наводнения, значит, там не должно быть постоянного капитального жилья. Одно дело – парки, дачки, огородики, а другое дело – постоянное жилье. Об этом нужно говорить! К сожалению, всегда получается, что пока жареный петух не клюнет, ничего не шевелится. Очень жалко, что выводы на местах делают всегда после того, как случается какая-то беда.
Артём Радыгин: Житель Оренбургской области Алексей тоже считает, что местным властям стоило заранее звонить во все колокола об эвакуации (его имя мы также поменяли ради безопасности). Прямо сейчас он пережидает наводнение буквально на крыше трехэтажного дома, остальные этажи, кроме третьего, почти затоплены.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Мы всегда сильны задним умом
Артём Радыгин: МЧС объявляло наводнение в Оренбургской области чрезвычайной ситуацией федерального масштаба. Но федеральный центр наводнение особо не комментирует. Путин, например, сегодня занят обсуждением рыбалки: он шутит с главой Росрыболовства о вылове сельди, о квотах на сельдь и так далее. Чиновникам в Орске, скорее всего, не до смеха, потому что прокуратура возбудила уголовные дела о халатности. По словам прокуроров, чиновники вовремя не починили дамбу. На нее, судя по госзакупкам, потратили около миллиарда рублей. Есть ли в этой истории с наводнением рука коррупции? Об этом перед эфиром я спросил у политика Олега Степанова.
Ваш браузер не поддерживает HTML5