Башибузук. Артемий Троицкий – о цирковом мастерстве Артюра Аша

Артюр Аш

В 343-м выпуске подкаста "Музыка на Свободе" Артемий Троицкий начинает рассказ о французском певце Артюре Аше.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Башибузук. Артемий Троицкий – о цирковом мастерстве Артюра Аша

Артистических династий – что среди актёров, что среди музыкантов – в мире более чем достаточно. Однако, как правило, креативные дети остаются навсегда в тени своих знаменитых отцов и матерей. Исключения буквально единичны. Наверняка я кого-то забыл, но в мире современной популярной музыки я припоминаю всего три случая, когда ребёнок превзошёл родителя: Джефф Бакли (сын Тима Бакли), Уитни Хьюстон (дочь Тельмы Хьюстон) и наш сегодняшний случай – Артюр Аш (Arthur H), сын известнейшего французского певца и сонграйтера Жака Ижелена – пишется "Higelin", отсюда в псевдониме буква "H".

Артюр родился в 1966 году, когда отец был начинающим актёром. Однако спустя десять лет Жак уже блистал как один из ведущих во Франции исполнителей рок-шансона, и это, конечно, повлияло на дальнейшее. Музыкальное образование Артюр получил в знаменитом колледже Беркли в Бостоне, США, но вернулся в Париж, инфицированный джазом, блюзом и немножко панк-роком. Выступать начал в 1988 году в маленьких зальчиках и цирке (!) с трио, где пел и играл на гитаре и пианино. Первый альбом, названный просто Arthur H, вышел в 1990 году. Камерная по звучанию программа: Артюр за клавишными плюс ритм-секция (англичанин Брэд Скотт на басу и барабанщик Поль Жоти). Стиль я бы определил как блюз-шансон. Песни в основном собственного сочинения; La Lune – характерный лиричный трек.

Вскоре к трио присоединился саксофонист Джон Хандельсман и группа начала активно гастролировать, причём не только по Европе, но и Японии, где изысканный Артюр Аш сразу пришёлся ко двору. Второй альбом – Bachibouzouk (1992) – пожалуй, самый джазовый у Артюра. Само слово "башибузук" – турецкого происхождения и означает "сорви-голова". Песня Bachibouzouk Band записана с джазовым оркестриком и аранжирована саксофонистом Хандельсманом. После этой работы все рецензенты начали (и до сих пор не закончили) обильно сравнивать Артюра Аш с культовым американцем Томом Уэйтсом. Хриплый голос, характерные экспрессивные интонации… да, не поспоришь!

Следующие несколько лет карьеры мсье Аш во многом оказались связаны с… цирком! Сначала – шестинедельная концертная резиденция в старинном парижском шапито "Волшебные зеркала", а затем – шоу "Безрассудное кабаре" в цирке Cahin-Caha в Марселе. Третий альбом, Trouble-Fête (1996), записан со старым составом во главе с Брэдом Скоттом и может считаться достаточно экспериментальным. Скажем, трек La Télé – саркастичный речитатив (но отнюдь не рэп) на темы телевидения, вновь напоминающий Буковски-образные монологи Тома Уэйтса.

В 2000 году Артюр Аш написал единственный (и это очень странно, учитывая атмосферичность его музыки) в его творческой биографии саундтрек – к фильму французского режиссёра Мишеля Кувелара "Неразлучные". Тогда же вышел его четвёртый альбом Pour Madame X, в который вошла и песня из этого фильма "Неразлучны, но…". Можно сказать, поп-песня, но поп высшей пробы – вызывает в памяти сочинения великого Сержа Генсбура – та же неподдельная чувственность и страсть.

Пятый альбом, "Белая негритянка" (2003), был интересен по замыслу: все песни – это посвящения разным знаменитым женщинам. Но в музыкальном отношении явно оказался не очень выразительным. Кризис был преодолён в результате кадровых изменений: главным инструментовщиком/аранжировщиком вместо басиста Скотта стал гитарист "живого" состава группы Артюра по имени Николя Репак. Под его руководством в 2005 году был записан шестой альбом, "Прощай, грусть" (отсылка к Франсуазе Саган, надо полагать), который стал самым успешным в коммерческом отношении за всю карьеру артиста. Репак поставил модный звук – стало гораздо больше электроники в духе downtempo и вообще "красивости". Песня "Искатель золота" стала хитом, что для нашего героя совершенно нетипично.

Творческий тандем Артюр – Николя был признан весьма успешным, и сотрудничество продолжилось на многие годы. Последовали студийные альбомы L’Homme du Monde (2008), Mystic Rumba (2010), концертные Piano Solo и Showtime (2006). На последнем имеется дуэт с отцом Жаком Ижеленом. Из артефактов этого периода мне больше других нравится девятый студийный альбом Артюра Аш Baba Love (2011), а на нём – вдохновенная любовная песня La Beauté de l’amour, где наш герой спел дуэтом со своей сестрой Изией Ижелен. Вновь поп, эстрада – но насколько роскошная!

(Окончание следует)

Плейлист "Музыки на Свободе" #343

1. Alina Orlova (Lithuania). Labas, ka tu? LP LAUMŽIRGIAI (Creative Industries)

2. LА Priest (USA). It’s you, LP FASE LUNA (Domino)

3. Nyx Nott (UK). Docudrama, LP THEMES FROM (Melodic)

4. Arthur H (France). La Lune, LP ARTHUR H (Polydor)

5. Ibid. Bachibouzouk Band, LP BACHIBOUZOUK (Polydor)

6. Ibid. La Télé, LP TROUBLE-FÊTE (Polydor)

7. Ibid. Inseparables, mais, LP POUR MADAME X (Polydor)

8. Ibid. Le chercheur d’or, LP ADIEU TRISTESSE (Polydor)

9. Arthur H & Izia (France). La beauté de l’amour, LP BABA LOVE (Polydor)

10. Cherry Glazerr (USA). Ready for you, LP I DON’T WANT YOU ANYMORE (Secretly Canadian)

11. Dadawah (Jamaica). Zion Land, LP PEACE & LOVE (Doctor Bird)