В лондонском театре Almeida Руперт Гулд поставил спектакль по пьесе Питера Моргана "Патриоты". Главный герой – Борис Березовский (актер Том Холландер).
Это драматическая история отношений Березовского с двумя его созданиями, ставшими его же губителями, – Владимиром Путиным (Уилл Кин) и Романом Абрамовичем (Люк Таллон). "Я создал тебя", – с яростным негодованием напоминает Березовский Путину, и это звучит так, будто доктор Франкенштейн обращается к своему монстру. Но усмирить чудовище уже не удастся. Рецензенту Financial Times сцена прозрения Березовского, когда олигарх понимает истинную природу ничтожества, приведенного им на вершину власти, напомнила шекспировского "Ричарда III".
"Патриоты" – не первое обращение британских театральных режиссеров к этой истории. В 2019 году театр Old Vic показал спектакль по книге Люка Хардинга "Очень дорогой яд" о судьбе бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко, который сотрудничал с Березовским и был отравлен в 2006 году радиоактивным полонием. В прошлом году была поставлена опера "Жизнь и смерть Александра Литвиненко".
Литвиненко – один из персонажей пьесы "Патриоты". В зале на премьере находилась его вдова Марина и друг – ученый и правозащитник Александр Гольдфарб. В 2018 году они подали в США иск к двум российским телеканалам, запустившим версию, что Гольдфарб отравил Литвиненко по заданию ЦРУ и при поддержке Березовского.
Александр Гольдфарб рассказал Радио Свобода о спектакле "Патриоты" и судьбе иска.
– Не рано ли превращать эту историю в художественное произведение? Ведь она не закончилась и, может быть, как раз сейчас мы наблюдаем ее последний акт.
Треугольник – Березовский, Путин и Абрамович и развитие их отношений, их эмоций и их страстей – это центральная тема спектакля
– Я думаю, что нет, потому что эта история долго еще не закончится. Она имеет непосредственную злободневность. То, что устроил Путин, моментально превратило его в центральную историческую фигуру XXI века, эквивалентную Сталину, Гитлеру или Черчиллю по эффекту, который он произвел на ход истории. Всем очень интересно, откуда он взялся и как дошел до жизни такой. А спектакль показывает генезис, происхождение этого персонажа и его психологическую подоплеку, дугу развития Путина на протяжении последних 25–30 лет с того момента, как он появился на сцене в качестве вице-мэра Санкт-Петербурга в первом действии и кончая его полным контролем над властью. Боковая тема в спектакле – это то, что Запад просмотрел Путина. Люди, которые погибли, два героя этой пьесы – Березовский и Литвиненко, – пытались бить во все колокола 15 лет назад, а от них отмахивались, как от назойливых мух. Впервые история Березовского, Путина и Литвиненко, про которого написана уже куча книг и сделано несколько фильмов, подана как драма. Был спектакль пару лет назад в Old Vic про Литвиненко. Там все это показано как иллюстрации к истории, которая произошла, а в нынешнем спектакле все эти люди выведены как драматические фигуры. Есть элемент шекспировской традиции в этом: какие страсти ими играли, какие порывы были. И это спектакль об эмоциональной подоплеке развития трех главных образов: Березовского, Путина и Абрамовича. Литвиненко чуть-чуть сбоку, а треугольник – Березовский, Путин и Абрамович и развитие их отношений, их эмоций и их страстей – это центральная тема спектакля. Он сделан в лучших традициях британской драматургии.
– Том Холландер убедителен в роли Березовского? Похож ли он на вашего давнего знакомого?
– Да, мне понравился Том Холландер. Он очень хорошо передал роль, начиная с парика, где выделяется яркая лысина, хотя Том Холландер человек отнюдь не лысый. И жесты, и мимика, и некоторые движения – явно видно, что он изучал видео с Березовским. Он получился. Как написала Evening Standard, в нем есть шарм Мефистофеля.
– Почему пьеса называется "Патриоты"? Ирония?
В самом конце Березовскому является призрак Литвиненко
– Эта ирония не в том, что они не патриоты, а в том, что каждый из четверых (Березовский, Абрамович, Литвиненко и Путин) субъективно считает себя патриотом России, но каждый вкладывает в это совершенно иной смысл. Каждый из них сам по себе спасает Россию опять же субъективно, в сердце своем, но получаются совершенно разные линии. Березовский спасает Россию большую часть спектакля, воюя с Путиным, а Путин спасает Россию, воюя с Березовским. И тот, и другой действуют совершенно искренне.
– Вы сказали, что Питер Морган показал, как развивается характер Путина, его дугу. Соответствует ли его версия тому, что вам кажется главным в этой дуге?
– Сейчас уже общее место, что Путин поначалу был бессловесный служака, который делал то, что ему приказали начальники, в лице Ельцина, "Семьи", в том числе Березовского. Но потом он входит во вкус и получает некое ощущение миссии. Его миссия – спасти Россию путем установления личной диктатуры. Вот это появление в Путине убежденности, что "государство – это я", очень хорошо выписано и показано. Второе – это его обида на весь мир, который не видит в нем рыцаря на белом коне. Все очень четко сделано. Создатели этого спектакля провели очень хорошую работу. Говорят, что они работали с 2016 года, то есть шесть лет, над этим проектом.
– Мы точно не знаем, был Борис Березовский убит или покончил с собой. Есть много версий. Как его гибель выглядит на театральной сцене?
– На сцене смерть Березовского выглядит точно как самоубийство. Показано очень хорошо в последних сценах разложение его личности в результате проигрыша в суде Абрамовичу. Он там появляется с бутылкой водки, пишет письмо Путину. И в самом конце ему является совершенно в шекспировском стиле призрак Литвиненко. Отравленный Литвиненко приходит с того света и говорит с Березовским, который уже повесил на перекладину шарф, чтобы на нем повеситься. Да, это выглядит, безусловно, как самоубийство, и показано, почему он дошел до самоубийства.
– Давайте представим, что Борис Березовский жив. Он был бы сегодня в Киеве?
История искусств отдала должное неординарному и глубокому персонажу по имени Борис Березовский
– Я думаю, что он, безусловно, был бы в Киеве. У него была огромная роль в Украине (этого нет в спектакле), когда он финансировал "оранжевую революцию", давал кучу денег и поддерживал Ющенко. Да, он был бы сейчас в Киеве. Но мне интереснее представить, что бы он сказал, посетив спектакль про самого себя. В зале была Марина Литвиненко и сын Литвиненко Толик. И Марина видела себя в очередной раз в исполнении актрисы. Я думаю, что, если бы Борис сидел сейчас в зале, тот Борис, который был раньше, то есть боевой, отчаянный и отвязанный Березовский, он, конечно, воспринял бы это с большим энтузиазмом. Я не знаю, как отреагировал бы на это Борис в последние месяцы своей жизни, когда он был в депрессии и чувствовал себя сломанным. Но именно эта метаморфоза – самая главная часть дуги этого образа. Очень важно для меня было, что впервые эти люди, про которых столько писали и столько говорили, вышли на сцену не как статисты истории, а как самоценные образы. Я думаю, что этот спектакль будет жить долго.
– А какие впечатления у Марины Литвиненко?
– В этом спектакле у нее эпизодическая роль. Ей понравился спектакль, потому что фокус спектакля – Борис. Для Марины больше был важен предыдущий спектакль про историю Литвиненко, где она была в центре сюжета, два года назад в театре Old Vic. Но вчера она была очень рада и говорила, что это очень хороший спектакль в первую очередь из-за того, что история искусств отдала должное неординарному и глубокому персонажу по имени Борис Березовский, который до сих пор выглядел в изложении массовой культуры скорее как карикатура, чем как глубокий образ.
Смотри также "Гольдфарб против Первого канала". Дело о кремлевской пропаганде– Ваш иск к российским телеканалам, который давно уже слушается в американском суде, связан с делом об убийстве Литвиненко. Финал будет когда-нибудь?
– Финал будет очень скоро. Мы находимся на последней стадии обмена ходатайствами. Мы проиграли Russia Today спор о юрисдикции, поэтому они уже не участвуют в иске в качестве ответчика, но мы выиграли спор о юрисдикции по техническим причинам в основном в отношении Первого канала. Мы допросили под присягой важных деятелей Первого канала, Борисова, Пиманова, Наталью Никонову. Они дали показания моим адвокатам. И сейчас на столе у судьи решение – делать настоящие слушания по существу этого иска или удовлетворить очередную просьбу ответчика, не доводить дело до суда. Правда, на фоне того, что происходит, это уже академический вопрос – соврал Первый канал или не соврал, потому что всем известно, что за вранье Первый канал попал под санкции. Но все равно для меня лично это очень важно. Я думаю, что до конца лета будет какой-то результат.