Божья роса. Что жители России делают с Вечным огнём

Станцевать тверк, справить нужду или пожарить сосиски у Вечного огня – это лишь малая часть способов, как стать обвиняемым в реабилитации нацизма.

С начала 2022 года правозащитная организация "ОВД-Инфо" зафиксировала как минимум 36 случаев уголовного преследования жителей России за осквернение Вечного огня, причём практически во всех делах нет никакого политического подтекста, а причины таких выходок зачастую довольно банальны: иностранцы могли не знать значение монумента, кто-то был пьян, кому-то было скучно, а некоторым просто нужно было пламя, чтобы обжечь изоляцию кабелей и сдать их на металлолом. Впрочем, итог для большинства неутешительный – уголовное дело и реальные сроки.

Правозащитники из центра "Сова", однако, настаивают: такие поступки заслуживают общественного порицания и в крайнем случае могут быть квалифицированы как вандализм, но о реабилитации нацизма речи не идёт.

Тверк и лезгинка. Чем люди занимаются у Вечного огня?

Весна 2022 года, Ханты-Мансийск. Студентка из Замбии Зиба Тионге, учившаяся на эколога и даже встречавшаяся на родине с представителями "Россотрудничества", танцует тверк у Вечного огня и выкладывает видео с танцем в свои соцсети, подписав его: "Трясу задницей за умерших, уверена, сегодня они спят хорошо".

Девушку задержали и обвинили в реабилитации нацизма, а именно в осквернении символов воинской славы, совершённом группой лиц (354.1 часть 4 УК РФ). Приговор – год условно. Ещё ей запретили "выкладывать в интернет любые материалы".

Тионге не единственная, кто решила потанцевать у Вечного огня. В 2023 году четыре молодых человека решили станцевать лезгинку у мемориала в селе Грушевское (Ставропольский край). Они также ели семечки и бросали шелуху от них прямо в пламя. Судьба обвиняемых неизвестна, но против них возбудили уголовное дело по статье о групповом осквернении символов воинской славы.

Жители России, впрочем, приходят к Вечному огню не только потанцевать, но и справить малую нужду. В ноябре 2023 года тувинец Сайдаш Балчынмай подошёл к чаше с Вечным огнём в Новосибирске, сел в неё, выкурил сигарету, после чего помочился на постамент. Итог – почти два года колонии.

Весной 2024 году примеру Балчынмая последовал и Александр Грохотов, приехавший в Севастополь как турист и заодно, по версии следствия, "справил малую нужду на Вечный огонь Мемориала Героической обороны Севастополя 1941–1942 годов". Его обвинили по всё той же статье и приговорили к исправительным работам.

Нередко жители России прикуривают от пламени Вечного огня. Этим решила заняться, например, жительница Майкопа во время визита в Краснодар, попутно бросив в Вечный огонь и венок, лежавший у памятника. Её обвинили не только в реабилитации нацизма, но и в уничтожении либо повреждении воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений.

Гражданин Афганистана Халид Пайгир зашёл дальше: он выпивал у Вечного огня в Кургане, переставлял местами венки, и в какой-то момент ему захотелось покурить. Он взобрался на стилобат обелиска и прикурил сигарету от пламени. Пайгира приговорили к штрафу в два миллиона рублей, аннулировали его вид на жительство и запретили въезд в Россию. Страну афганец покидать не спешил, поэтому его решили депортировать. В конце лета 2024 года Пайгир пытался оспорить решение о депортации и запрашивал в России статус беженца.

Иногда россияне и вовсе используют Вечный огонь в практических целях. Радио Свобода обнаружило два случая за последние годы, когда люди использовали пламя, чтобы сжечь изоляцию медных кабелей или проводов перед тем как сдать их на металлолом.

Место для перекура, плевков и раздумий. Взаимоотношения жителей Невинномысска и Вечного огня

Чаще всего инциденты с Вечным огнём происходят, по данным "ОВД-Инфо", в городе Невинномысск (Ставропольский край). За последние три года там было зафиксировано сразу три случая осквернения памятника, по которым суммарно преследуют семь человек.

26 марта 2022 два молодых человека и один подросток, как заявляет следствие, решили прикурить от Вечного огня сигареты, бросали в него возложенные цветы и пытались задуть пламя, "а также совершали иные действия, направленные на осквернение символа воинской славы России". В итоге двух совершеннолетних участников дела приговорили к срокам от двух до двух с половиной лет в колонии-поселении с невозможностью занимать государственные должности, а подростка – к году лишения свободы в воспитательной колонии за "осквернение символов воинской славы России", совершённое "группой лиц".

Следующий инцидент произошёл в марте 2024 года. Три спортсмена-акробата: Ислам Терлоев, Алихан Маашаев и Абдул Авторханов – приехали в Невинномысск на соревнования. Находясь у того же обелиска, что и подростки двумя годами ранее, Маашаев и Терлоев поднесли подошвы к Вечному огню, а один из них плюнул в пламя. После этого Авторханова задержали, а двух других фигурантов дела объявили в розыск. В сентябре 2024 года в Ставропольский краевой суд поступило дело акробатов всё по той же статье: "Осквернение символов воинской славы", совершённое группой лиц. Максимальное наказание по ней – пять лет лишения свободы.

В сентябре 2024 года Вечный огонь вновь притянул к себе внимание местного жителя. Неизвестный, в отличие от задержанных в 2022 году подростков, сигареты от пламени не прикуривал, но зато "дважды присаживался у Вечного огня на корточки и протягивал правую руку с предметом, похожим на сигарету". Этого оказалось достаточно для возбуждения уголовного дела о реабилитации нацизма. Сейчас подозреваемый заключён под домашний арест.

Жители Невинномысска, с которыми поговорил корреспондент Радио Свобода, связывают такую частоту инцидентов у Вечного огня с тем, что монумент находится в самом центре города на Бульваре Мира – там располагается Аллея Героев, где, помимо Вечного огня, стоит множество памятников воинской славы. Там нередко собираются и многочисленные компании.

"Вечный огонь стоит прямо посередине этого бульвара, где как раз самый движ. Он ничем не ограждён и, по всей видимости, очень притягивает местный контингент: помочиться на него, бросить туда мусор, а потом извиниться на камеру и сказать, что больше так не будут. Это уже такая закономерность из года в год", – говорит один собеседник.

"У нас даже городской сумасшедший, который всегда гуляет с рулём, изображая водителя, чаще всего обитает именно на бульваре у Вечной славы. В Невинномысске вообще много всего происходит подобного, просто в новостях чаще всплывают именно выходки у Вечной славы в силу того, что это памятник ВОВ, а у нас эта тема очень щепетильная", – добавляет второй.

Всё лучшее детям. Депортация семей за снежок в Вечный огонь

Нередко в опалу попадают дети и подростки. Например, в декабре 2023 года трое детей, которым на тот момент было 10–12 лет, бросили в Вечный огонь в Пскове несколько ледяных глыб и потушили пламя. Родители подростков отделались небольшим штрафом по статье о неисполнении обязанностей по содержанию детей.

Днём ранее в Саратове, после того как подростки снегом затушили Вечный огонь и сфотографировались рядом с ним, возбудили уголовное дело о "надругательстве над телами умерших и местами их захоронения".

Случаи, когда школьники снегом тушили Вечный огонь, были и в Калининградской области, и в Мордовии, а семьи трёх подростков в Ленинградской области за такой же поступок и вовсе выдворили из страны. Там три школьника в возрасте от 10 до 14 лет потушили снежком пламя Вечного огня. В ходе проверки якобы выяснилось, что семьи подростков находились в России с нарушениями миграционных законов.

Плакат "Нет войне" у Вечного огня и поход на концерт Олега Газманова. Как ещё можно "реабилитировать нацизм"?

Единственным политически мотивированным преследованием, описанным "ОВД-Инфо" и связанным с Вечным огнём, стало дело активистки Зульфии Ситдиковой из Казани. Всё началось с концерта Олега Газманова в 2022 году. Тогда Ситдикова пришла на него в кофте с надписью No war ("Нет войне"). За это её оштрафовали на 40 тысяч рублей по делу о "дискредитации российской армии". Когда активистка пришла в полицию, чтобы забрать кофту, на неё составили протокол о "неповиновении законным требованиям полиции" и арестовали на пять суток. В сентябре того же года у Ситдиковой прошёл обыск по делу об оправдании терроризма из-за видео, на котором посла России в Польше Сергея Андреева обливают красной краской.

В апреле 2023 года в парке Урицкого у активистки изъяли плакат с наклеенным на него лозунгом "9 waя" (буква "М" в слове была перевёрнута, таким образом, оно напоминает английское слово "WAR", то есть "война"). Ни уголовное, ни административное дело полицейские тогда возбуждать не стали, но 18 июля стало известно о привлечении женщины к ответственности по статье о "дискредитации". В деле, помимо этого плаката, фигурирует ещё один – с надписью "Нет войне", возложенный у Вечного огня. Несмотря на то что у правоохранительных органов не было достоверных сведений о том, кто на самом деле принёс туда этот плакат, они обвинили именно Ситдикову.

Постер у Вечного огня, который туда якобы принесла Ситдикова

Позднее, на допросе, когда следователь покажет активистке фотографию плаката у Вечного огня и попросит её описать, Ситдикова скажет:

"В парке Победы изображен Вечный огонь, на фоне которого надпись "Нет войне". Это нормальная надпись для Вечного огня, надо похвалить такого человека, кто оставил эту надпись. Было бы странно, если бы около Вечного огня была надпись "Да войне". Парк Победы и "Нет войне" – это нормально. Мы жили с этим лозунгом всю жизнь, "Нет войне", "Нет фашизму". 9 мая всегда был священным праздником".

Признаки преступления в двух плакатах усмотрели лингвист Екатерина Палеха и психолог Анастасия Касимова. Они нашли в двух лозунгах "признаки негативной оценки деятельности вооруженных сил СССР" и "унижение части и достоинства ветеранов Великой Отечественной войны". Их экспертиза на 50 страниц, впрочем, вызвала вопросы.

Лингвист Палеха, в частности, обратилась к Русскому ассоциативному словарю 2002 года, чтобы доказать, что Ситдикова использует слово "война" в негативном контексте. В словаре напротив каждого слова указывается, как часто определённое слово (в данном случае – "война") ассоциируется с другим словом.

"Реакции и частоты на стимул "война":

  • мир – 92
  • миров – 51
  • и мир – 41
  • смерть – 28
  • Отечественная – 18
  • страшная – 17
  • ужас – 14
  • мировая – 13
  • жестокая – 12
  • горе – 9
  • народная – 9
  • кровь – 7
  • страх – 7".

В тексте заключения Палеха выделила жирным шрифтом именно слова "кровь" и "смерть". Этим лингвист и подкрепляет свой тезис о том, что активистка использовала слово "война" в негативном ключе. Слово "мир", наиболее частую ассоциацию к слову "война", Палеха почему-то решила не выделять.

Психолог Касимова, также проводившая экспертизу, и вовсе пришла к заключению, что войной нельзя называть не только "специальную военную операцию", но и Великую Отечественную. Её текст, в частности, гласит: "Действия Красной армии СССР (ВОВ в 1941–1945 гг.) и ВС РФ (СВО в 2022–2023 гг.) автор называет войной".

Размещение плакатов с антивоенными лозунгами вблизи мемориалов Касимова назвала "актом агрессии", который якобы "включает в себя проявления унижения чести и достоинства ветеранов Великой Отечественной войны и оскорбления погибших в ходе неё представителей Красной армии".

Сама Ситдикова сочла экспертизу "бредовой".

В итоге по объединённому делу – о "дискредитации армии" и "реабилитации нацизма" – активистку приговорили к двум годам лишения свободы условно.

Тяжесть преступления и обоснованность наказания

Всех участников инцидентов с Вечным огнём обвиняют в реабилитации нацизма (354.1 УК РФ), а именно:

  • в "отрицании фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрении преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространении заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, совершенные публично" ( часть первая статьи 354.1);
  • или же в "распространении выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернении символов воинской славы России, оскорблении памяти защитников Отечества либо унижении чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, совершенные публично" (третья и четвёртая части статьи 354.1, применяются в подавляющем большинстве случаев).

Юрист "ОВД-Инфо" Ева Левенберг в комментарии для Радио Свобода объясняет, что проблема конкуренции составов преступлений, то есть когда новые принятые нормы пересекаются с уже существующими, всё активнее выходит на передний план, а ошибки в правоприменительной практике, связанные с неправильной квалификацией деяний, сегодня достаточно распространены.

Одним из ярких примеров пересечения нового и старого являются как раз дела, связанные с осквернением символов воинской славы, отмечает юрист. Речь в таком случае идёт о преступлении, направленном на разрушение не просто имущества, а символа, имеющего историческое значение для общества.

При этом самого разрушения может и не быть: в качестве примера Левенберг приводит дело девушки, которая на видео "пощекотала" монумент "Родина-мать" в Волгограде, при этом она не просто не разрушила его физически, а даже не касалась самого памятника. Видео попросту снято со специального ракурса, как, например, и многочисленные фотографии туристов, на которых они якобы не дают Пизанской башне рухнуть.

В итоге дело квалифицировали как реабилитацию нацизма, поскольку преступление заключалось не в нанесении ущерба, а "в подрыве моральных основ, на которых базируется современная российская государственность".

В исследовательском центре "Сова" при оценке подавляющего большинства подобных дел за "осквернение" Вечного огня (кроме политически мотивированных) отмечают, что действия нарушителей, безусловно, заслуживают порицания, но уголовное преследование может быть оправданно, только если преступление представляет существенную опасность для общества.

"При этом, если даже понимать под осквернением памятников не только непосредственное их повреждение, такое "осквернение" может быть квалифицировано не по статье о реабилитации нацизма, а по предусматривающей менее строгое наказание статье о вандализме. Применение же более строгой статьи 354.1 уголовного кодекса кажется нам несоразмерным общественной опасности деяния".

Правозащитники также отмечают, что перечень символов воинской славы не определён российским законодательством в полной мере: фактически в него входит лишь Георгиевская ленточка (она названа в законе "одним из символов воинской славы", при этом другие нигде не перечислены). На практике же суды признают как символы воинской славы и "Родину-мать", и Вечный огонь, и другие, нигде не закреплённые символы, говорит юрист "ОВД-Инфо" Ева Левенберг.

Тезис об оскорблении памяти погибших защитников отечества правозащитники центра "Сова" также считают спорным. "Криминализация деяний, определенных столь абстрактно, не отвечает международно-правовым стандартам в области прав человека. В случаях, когда речь идет о покушении на репутацию конкретных ветеранов, спорные вопросы могут решаться в порядке гражданского судопроизводства", – отмечают специалисты.