Братья и рабыни. Ольгерта Харитонова – о феминистском движении

"Все люди братья, а женщины – их рабыни". Этими словами начинается Манифест феминистского движения России, который вышел из печати десять лет назад, в октябре 2014 года.

В то время организованного Феминистского движения в России не было (впрочем, его и сейчас нет, но об этом позже). Зато рождалось много феминистских инициатив, собирались группы поддержки, проводились акции с ярко выраженной фемповесткой. Новое явление феминизма российскому народу произошло в самом начале 10-х годов XXI века. К 2014 году уже прошли две выставки "Феминистского карандаша", где были показаны графика и стрит-арт российских художниц-феминисток. Состоялся суд над Pussy Riot, Надежда Толоконникова и Мария Алёхина даже успели выйти на свободу. Уже три года в Москве проходили встречи в Школе феминизма. Это те события, информацию о которых можно было найти в СМИ. А сколько было встреч, дискуссий, обсуждений, исповедей в группах роста самосознания, о которых не сообщалось широкой публике, так как они проходили за закрытыми дверями и не в столице. Такой подъем интереса к феминизму среди россиянок можно условно назвать "второй волной", благо тематика и формы активизма перекликались со второй волной феминизма, начавшейся в 60-х годах прошлого века на Западе.

Невозможно, играя по правилам патриархата, что-либо изменить в пользу женщин

Так же условно можно говорить и о "первой волне", подразумевая под этим подъем в России женских низовых инициатив в 90-е годы. После падения железного занавеса постсоветские люди получили возможность познакомиться со многими новыми для нас интеллектуальными течениями в мире. Среди них был и феминизм. Правда, в то время его радикальный вариант, собирающийся перевернуть мир и утвердить общество на другой системе ценностей, в мейнстрим уже не входил. Более востребованным оказался либеральный феминизм, принимающий систему патриархата и желающий изменить в ней лишь статус женщин. Феминистки этого направления создавали на Западе организации, принимали участие в политической борьбе и вносили изменения в учебные программы университетов. С конца 60-х – начала 70-х в США появились аккредитованные курсы по женским исследованиям (Women's studies), которые изучали именно женскую жизнь и опыт. Но уже в 80-х и 90-х начался процесс формирования сети гендерных исследований. Последние не ограничиваются историей женщин, а интересуются всеми гендерными конструкциями. В них участвуют также мужчины, зачастую возглавляя исследовательские центры.

Таким образом, либеральный феминизм легко вписывается в общественные структуры. Он не только не страшен пирамиде власти, на которую не замахивается, но в каком-то смысле даже полезен, так как способен недовольство сложившимся порядком вещей переканализировать в академические исследования и политические словопрения.

Вот и в России 90-х годов прошлого века либеральный вариант феминизма появился в этих двух ипостасях: в виде, во-первых, гендерных исследований, которыми увлеклись немногие университетские преподавательницы, и во-вторых, женского движения, оформившегося на излете своем в политическое движение "Женщины России".

Началось женское политическое движение с формирования самостоятельных женских групп, нацеленных на решение насущных задач, встающих перед женщинами в кардинально меняющихся условиях жизни, когда рушилась советская система и рождалась новая, призванная стать демократической. Активистки поддерживали комитеты солдатских матерей, многодетные семьи, занимались правозащитной деятельностью, предотвращением насилия в семье, трудовыми вопросами и многим другим. Долгое время эти группы действовали разобщено, часто не имея информации друг о друге. Для взаимоподдержки и возможного объединения инициативная группа в 1991 и 1992 годах в подмосковной Дубне провела I и II Независимые женские форумы. На них присутствовали более сотни представительниц женских организаций и инициатив России, Белоруссии, Украины, Эстонии, Латвии, Казахстана, Узбекистана, а также десятки участниц и гостей из стран Восточной и Западной Европы, США. Решения, которые принимались на форумах, имели форму обращений к законодательной и исполнительной властям. Участницы форума требовали ввести в Конституцию РФ статьи о равенстве прав и возможностей мужчин и женщин, о запрещении дискриминации по признаку пола. То есть предлагали менять основные законы страны, а значит, и весь политический настрой.

В 1993 году на основе нескольких женских организаций было создано политическое движение "Женщины России". На выборах в Госдуму Федерального собрания РФ I созыва в декабре 1993 года блок "Женщины России" получил 8,72% голосов и создал одноименную фракцию, которая на протяжении всей работы в Думе занимала центристскую позицию. В декабре 1994 года началась первая чеченская война, и на этом игры в демократию в стране, можно сказать, закончились. "Женщины России" были проявлением формирующегося в РФ гражданского общества, однако они не готовы были к борьбе за власть в обществе, ведущем войну. В таких условиях на поле боя выходят тяжеловесы-силовики. Движение "Женщины России" еще принимало участие в выборах в Госдуму второго и третьего созывов, но не получило достаточного количества голосов для прохождения. Наиболее политически активные перешли в другие партии, оставив женское движение без "головы".

Властные структуры строящейся новой России не нуждались в женщинах как политической силе. Правительство не поддерживало женские инициативы, но поначалу и не мешало им. Формирование гражданского общества также не входило в круг интересов властных структур. В это время шла борьба между консерваторами-коммунистами и прогрессивными рыночниками. Все силы и ресурсы брошены были на победу кого-то одного. И теперь мы даже можем назвать его имя – он вышел из тени и обошел всех.

Либеральный феминизм способен произвести только косметический ремонт в тюрьме

Женское движение не вписалось в запросы общества. Оно могло бы набрать силу, если бы страна действительно двигалась в сторону демократических преобразований. Увы, высшие политические силы сосредоточились на проведении рыночных реформ, а на построение демократического гражданского общества сил уже не хватило. К рынку в итоге перешли, но стиль правления всё более тяготел к автократии. Потому что и у населения не было запроса на правовое государство. Мы плохо представляли себе, что такое демократия, зато хорошо знали, что такое война. Когда танки стреляют в Москве и горит Белый дом, когда в Грозном происходят ракетно-артиллерийские налеты и город превращается в руины, невозможно формировать правовое государство и гражданское общество.

Женское движение просуществовало недолго. Оно не отличалось идеологической сплоченностью и массовостью. Независимые женские организации, возникшие в начале 90-х, так и остались низовыми инициативами – разрозненными и теряющими свой запал. Движение "Женщины России", попав во власть, в этих властных структурах растворилось, потеряв какую-либо самостоятельность.

Смотри также Залина Маршенкулова: "Вытащить женщин из плена патриархата"

Деятельность женщин в Госдуме и женские организации на местах, безусловно, можно отнести к тактике либеральных феминисток – они пытались изменить законы, не меняя власть. Уверена, что ни одна из участниц фракции "Женщины России", да и сотрудницы женских организаций не называли себя феминистками. Впрочем, это и неважно: как себя ни называй, невозможно, играя по правилам патриархата, что-либо изменить в пользу женщин. Либеральный феминизм, обозначает он себя так или нет, способен произвести только косметический ремонт в тюрьме, вывести женщин за ее пределы может лишь радикальный феминизм.

Гендерные исследования, которые попытались пересадить на университетскую почву редкие исследовательницы в России, в вузах не прижились. Сначала на них выделили скудные средства как на модную западную дисциплину, но постепенно стали сокращать и часы, и финансирование, так как вся гендерная тематика не отвечала посконным российским ценностям.

Таким образом, "первая волна" в виде либерального феминизма в новой России поднялась невысоко и ненадолго в 90-х, да и схлынула в первые годы правления Путина, оставив после себя некоторую информацию о феминизме как таковом и настраиваемую фемоптику для тех, кто готов был изменить свой взгляд.

Патриархат в лице Путина – на коне, а российские феминистки – аутсайдеры

К 10-м годам XXI века подросло поколение, которое не давало клятву пионеров, не вступало в ВЛКСМ и не читало журнал "Работница". Их становление проходило в постсоветское время, когда старые стереотипы подвергались сомнению, а новая пропаганда еще не успела развернуть свой железобетонный задник. Эти молодые женщины, девушки, девочки по-иному смотрели на мир, многие из них уже побывали за границей, они читали книги на английском, да и на русском наконец-то появилась литература, которая объясняла основные идеи феминизма. Не зашоренные ни патриархальным, ни советским укладом, они росли внутри вольности 90-х и очень удивились, когда государство решило опять регулировать их репродуктивную функцию, снова лезть к ним в постель и покрывать их головы платом семейных ценностей. Удивились и нашли подруг, которые тоже почувствовали угрозу от меняющейся публичной риторики, которые также возмутились наступлением на права женщин и не захотели ни в какие обратноСССРы. Молодые женщины стали собираться группами на квартирах и обсуждать темы, волнующие их, именно этих молодых женщин, а не общество, где правил бал патриархат, где по старинке смотрели телевизор, а из него на головы россиян выливался мужской патриархальный взгляд на все явления жизни. Молодые женщины отвернулись от телевизора, обратились к интернету и нашли тысячи единомышленниц по всей стране, которые, не убоявшись общественного порицания, смело называли себя феминистками. Сначала в "Живом журнале", затем во "ВКонтакте" и наконец в Facebook возникали и множились разнообразные феминистские сообщества. Причем взгляды их участниц можно было отнести преимущественно к радикальному феминизму: они не надеялись на изменения российского общества через законодательные инициативы, через парламентскую борьбу, как это пытались делать либеральные феминистки. Они видели дисбаланс власти между полами, гендерные паттерны поведения, мужской саботаж, сексуальный и финансовый абьюз. Молодое поколение выступило под лозунгом "Убей патриархат!". Косметические процедуры не помогут, следует менять всю систему.

Из Манифеста феминистского движения России:
"Феминистки, в отличие от остальных женщин, свое рабское положение осознали и стремятся донести это знание до всех: как женщин, так и мужчин. В рамках патриархата несвободен каждый. Однако положение дискриминируемых и угнетенных всё же радикально иное, чем у господствующей социальной группы. Значит, и протест против такого положения должен быть радикально иным, то есть радикальным".

Именно для этих молодых женщин и был написан Манифест, где в первой части описывалось развитие феминистских идей от Кристины Пизанской до наших дней. Во второй – излагались причины и проявления кризиса патриархата. В третьей – выдвигались актуальные требования российских феминисток. Причем начинались эти требования с предписания, призыва к самим себе: "…необходимо широкомасштабное просвещение в области феминизма по всей России, солидарность женщин и привлечение новых участниц в движение. Общественное феминистское движение – это единственная сила, которая поддерживает женщин как социальную группу вне зависимости от их национальности, сексуальности, возраста, социального статуса, физического состояния и способна преобразовать всё общество на подлинно гуманных началах. Гуманизм, учитывающий женщин, а не только мужчин, – это феминизм".

Манифест обращался ко всем женщинам, которых перестала удовлетворять та роль, что нам предписывалась обществом, низкое социальное положение женщин, повсеместно распространенный сексизм, гендерное неравноправие, нарушение трудовых и репродуктивных прав, отсутствие закона против домашнего насилия, вовлечение женщин в проституцию, женская безработица и бедность. Все эти проблемы поднимались и обсуждались в многочисленных феминистских группах онлайн и офлайн. В десятые годы шел очевидный рост феминистского сознания, который невозможно было не заметить. В ответ на него и появился текст Манифеста – чтобы объединить вовлеченных и привлечь сомневающихся.

Почему не сработало, почему феминистское движение в России так и не образовалось в сколько-нибудь значимую общественную силу? Организовать пролетариат получилось, а женщин – нет. Я вижу тому три причины.

Первая. Если оглянуться на прошлое, то можно заметить, что во все времена и во всех государствах самый ледащий мужичонка мог пойти с друзьями в трактир, у него всегда было священное мужское право на кружку пива в общественном месте. Ни у одной женщины никогда такого права не было. Наши жизни всегда ограничивались частной сферой. У нас не было времени для себя, мы должны были всё без остатка отдавать семье. И похожее представление о месте женщины сохраняется до сих пор, несмотря на эмансипацию. Сфера частной жизни держит своих узниц крепко. А сфера общественной жизни старательно не допускает женщин в свои пределы. Для солидарности нужно хотя бы встретиться, собраться вместе. Два Независимых женских форума удалось провести, политическое движение "Женщины России" сумели организовать. Окно возможностей открылось в 1991 году и в 1994-м захлопнулось. Российских женщин вновь отправили на кухню, в семью, играть подчиненную роль.

Вторая. В постсоветском обществе сильнó дефицитарное сознание. Нам всем не хватает ресурсов: нет денег, нет времени, нет сил. Нет возможности делиться – мы яростно охраняем свой кусочек жизни. В первую очередь такое сознание характерно для женщин, для молодых матерей, которым даже на сон не хватает времени. Для того, чтобы стать политической силой, необходимо сначала эту силу ощутить в себе. У женщин на себя сил нет, они их все отдают другим.

Третья. Разобщенность – свойство побежденных и подчиненных. Объединяться, группироваться, собираться очень удобно вокруг победителя – для этого не требуется никаких усилий. У побежденных обычно нет ресурсов для собирания вокруг себя каких-то сил. Тем более победитель всегда следует правилу: разделяй и властвуй! Чтобы понять это, достаточно взглянуть на российскую оппозицию. Там все разрозненны, недолюбливают друг друга и собирают компромат. В случае с феминизмом механизм разобщения работает точно так же. Патриархат в лице Путина – на коне, а российские феминистки – аутсайдеры, и нам трудно объединиться под одним знаменем. Такого знамени Победы у нас нет.

Женщины на протяжении тысячелетий оставались в подчиненном положении. И если сейчас рабские кандалы покрасили в розовый цвет и украсили стразиками, то это не значит, что их тяжесть уменьшилась. Мы по-прежнему остаемся рабынями. Но! Рабынями, умеющими читать. А это уже немало. Первый шаг к изменению положения – осознание своего реального места и несправедливости такого распределения. Второй шаг – понимание целей и поиск решения по их достижению.

Манифест несуществующего феминистского движения России помогает осознать роль и положение женщин в РФ, а также наметить пути по изменению женского статуса. В путинской России никакие изменения невозможны. Однако всему приходит конец и лучше заранее начертить маршрут – с картой идти, безусловно, проще.

Ольгерта Харитонова – феминистская философиня

Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не отражать точку зрения редакции